понедельник, 15 октября 2012 г.

Организация труда бухгалтера. С юмором.

С приходом в мою жизнь дополнительной работы, свободного времени становилось меньше в геометрической прогрессии. Я чаще стала думать, что неплохо бы, чтобы в сутках было 36 часов, что не хватает времени на самосовершенствование. И хочется быть в первую очередь женщиной, а не только бухгалтером, иметь возможность привести себя в порядок и выглядеть как фотомодель. Последней каплей стало произнесение любимому мужу сакраменальной фразы: "Я и работаю и весь дом на мне, а ты только работаешь. Так что же ты жалуешься, что у меня нет времени на тебя?" А ведь зарекалась до замужества произносить эту фразу. )))

Нужно было точно что-то менять. Подошла к делу серьёзно: с присущей мне скурпулёзностью перелопатила не одну книгу по тайм менеджменту. Особенно на меня произвела впечатление дизайнер Яна Франк. Она болела раком, периодически проходила курс химиотерапии, плохо себя чувствовала. При этом успевала реализоваться как мама и как профессионал, в доме был порядок и книгу написала. Мне стало совсем стыдно, оправдания для нехватки времени у меня не было. Потому занялась любимым, кстати сказать, делом - организацией и упорядочением собственной жизни.

Повесть Даниила Гранина "ЭТА СТРАННАЯ ЖИЗНЬ". На эту книгу молятся все специалисты в области тайм-менеджмента. Тем более, что сам автор был знаком с главным героем лично. Александр Александрович Люби­щев прославился не только научной деятельностью, но и своей системой организации труда. С 26 лет и до смерти (а умер он в возрасте восьмидесяти двух лет) он записывал в тетрадь каждый свой шаг. И архивировал эти тетради. Да ещё отчёты составлял в конце месяца и в конце года о том, на что потратил своё драгоценное время.

Он всегда знал, чем был занят такого-то числа в такое-то время. Только мне хотелось помнить какие-то моменты своей жизни просто потому что они мне приятны. И я точно знаю какого числа произошло со мной какое-то счастливое событие, какой день в прошлом году был таким нежным и романтичным, потому что... Ибо жизнь - это не те дни что прошли, а те что запомнились.
Хотя, может в старости мне и пригодились бы такие записи, когда склероз одолеет.
Мы можем критиковать систему Любищева, но нельзя не признать, что он был потрясающе организованным человеком, планомерным и плодотворным. И прожил он жизнь с ощущением, что у него очень много времени. Мы не можем похвастаться наличием такого ощущения.

Итак, метод номер один - записывать всё, что делаю в течение дня и сколько времени я на это трачу. Конечно, у меня не хватило бы терпения записывать все свои шаги в течение долгих лет жизни. Потому я взяла на вооружение совет Яны Франк. Вести хронометраж в течение двух недель,чтобы определить, сколько по времени занимает то или иное дело. Это, в свою очередь, помогает в правильном планировании. А планирование рекомендуют все специалисты в области управления рабочим (и не только рабочим) временем. Строить планы - это так прикольно. И пусть Бог посмеётся надо мной. Но я обожаю писать списки дел, покупок, долгосрочных желаний. Правда, "грешу" написанием длинных списков дел на день, состоящих из 20 пунктов. В конце дня вычеркнуты 5 пунктов, сплошное разочарование и недовольство собой. И ничего, что список этих дел можно было воплотить в жизнь всего за 25 часов. Когда себе это говоришь, рациональные доводы почему-то кажутся попыткой оправдаться в собственных глазах.

Второе, для чего нужно хотя бы какое-то время записывать, на что уходит ваша жизнь - это для выявления "пожирателей времени", т.е. бестолковых дел, которые "засасывают" как чёрная дыра и отнимают больше времени, чем должны.
Я определила некоторых из моих пожирателей времени. Главный - трескотня по скайпу. Даже если разговор был по работе, отнимает много времени процесс печатания. А для прочтения очередного сообщения отвлекаешься, прерываешь то дело, которым занимался, пишешь ответ (опять же время) и возвращаешься к работе. Вот эти "перебегания" от одного дела к другому отнимают время для переключения внимания, и у меня лично создают к концу дня ощущение сильной усталости.
Провела эксперимент. Отключила скайп и не выходила в интернет. Только работа. При необходимости решить какой-то вопрос, просто звонила и быстро решала, или писала мэйл. А потом читала уже готовый ответ от человека. Это оказалось эффективнее в плане времени. Читаешь ответ разом, а не по отдельным репликам, на каждую из которых приходится реагировать текстовым сообщением.
К концу такого дня без скайпа я не чувствовала себя измотанной, и сделала гораздо больше в плане работы.

Второй "пожиратель времени" - интернет. Влезешь почитать что-то конкретное, клацнешь на какую-то ссылку, которая перебросит на что-то интересное или не очень интересное. И время уже ушло. Очнёшься через час и поймёшь, что "забежала" в нет только чтобы рецепт солянки посмотреть.

Вывод: нужно как-то себе ставить рамки и блуждать по всемирной паутине ограниченное количество времени, заранее спланированное. Таймер что ли ставить? Короче, я пока не научилась. Глеб Архангельский рекомендует определять для себя, что работаешь, например, 2 часа и потом 30 минут просматриваешь почту, отвечаешь на неё и читаешь какие-либо сайты.

Где бы ещё "добыть" время?
Александр Александрович Люби­щев в транспорте читал научные книги или изучал языки. В наших маршрутках читать вредно и неудобно, трясёт как на просёлочной дороге, кто-то нависает над головой. А то и вовсе стоишь в полусогнутом состоянии, держа буквально в зубах собственную сумочку. Но вот слушать аудиокниги или аудиоуроки по изучению языков вполне можно. Главное не зазеваться, чтоб не стать жертвой карманников.
Такой способ эффективного использования времени подходит тем, кто много передвигается по городу или ездит в командировки. А я работаю в свободном графике, могу в офисе, могу дома. Вроде как "экономлю" на времени передвижения.
Но у работающих дома есть проблема: как не отвлечься на телевизор и не "забыть" о работе. У меня другая трудность. Я отвлекаюсь на домашние дела, которые, как известно, затягивают, как чёрная дыра. Ну и как та же бухгалтерская работа, не заканчиваются никогда, ибо имеют свойство пополняться текучкой. Выход один - оптимизировать домашнюю работу и проводить как можно меньше времени на хозяйственной ниве.
Попробовала систему Flylady (есть на русском языке вот здесь). Конечно очень заманчиво всего 15 минут в день быть занятой хозяйством. Но. Эти 15 минут помимо ежедневной готовки и мытья посуды, а также складывания постели. Ну и раз в неделю уборка на час.
Быстренько распланировала на неделю вперёд, какой зоне квартиры уделю внимание в понедельник, во вторник и т.п.
Поначалу получалось. Но потом обязаловка драить до дыр плиту именно во вторник, стала казаться двойной обязаловкой, и это психологическое давление где-то через месяца 2 проломило всю мою дисциплинированность и планомерность. Сейчас я просто определяю что вот это, это и это дело мне нужно сделать в течение недели. А в какой день получится, тогда и делаю. Если молоко сбежало сегодня на плиту - значит плиту и мою. А если пошёл дождь и выпачкал подоконники - день подоконника объявляю.
К тому же, бывают сумасшедшие недели в плане работы, и к вечеру заставить себя что-либо сделать просто не представляется возможным. А можно, не дай Бог и заболеть. В выходной нагоняю всё, приговаривая, что это моя хозяйственная медитация. 
И ещё одна хитрость - наличие "плана В". У меня есть отдельный список дел (обычно рутины какой-то, до которой руки не доходят, потому что каждый раз думаешь, что не очень-то и нужно). Эти дела можно воплотить в жизнь, если образовалось "окно" в основном плане. Например, ждёшь сантехника, а он опаздывает. Уже и борщ варить не начнёшь, но и время просто так терять жаль.  Вот и можно незаметно что-то сделать из "плана В".
Чтобы выкроить время для самообразования или просто расслабления и сделать что-то полезное для дома, можно одновременно делать 2 дела. Но смотря какие. Я могу смотреть телевизор и гладить бельё, или делать порядок в шкафу. Но. Пришла к выводу, что могу так смотреть какую-то программу по любимому телеканалу National geographic или сериал. А вот интересный художественный фильм нужно только смотреть и больше ничего при этом не делать. Иначе не получаю удовольствия от просмотра, не погружаюсь полностью в ситуацию, не вижу нюансов игры актёров.
Не могу одновременно слушать телевизор и писать статью в блог. Ибо увлекаясь написанием текста уже ничего не слышу или слышу фоново, ничего не понимая.
Для работающих на дому Яна Франк рекомендует делить свой рабочий день на отрезки - 45 минут активной работы, 15 минут рутина и домашние дела. Но у меня не очень получается. Увлекаюсь и забываю делать перерывы. Кажется, что переключусь и вдохновение уйдёт. Видимо нужно купить ооочень шумный таймер. Он заставит сменить род деятельности.
Ещё один дельный совет от Яны Франк. Некоторые домашние дела мы не любим делать, потому что это связано с определёнными неудобствами в процессе выполнения. Например, я не люблю пылесосить, потому что мне неудобно каждый раз доставать пылесос из глубины шкафа, предварительно вытащив гору прочих вещей. Таким образом, просто переставив пылесос в зону досягаемости, упрощается процесс подготовки к уборке и негативные эмоции от процесса исчезают вовсе или сводятся к минимуму.
Проверила на себе. Работает. Почти всегда. С глажкой льняных вещей не помогла перестановка гладильной доски и покупка утюга с отпариванием. Всё равно не люблю отглаживать эти вещи. Чтобы стало легче, делаю это во время просмотра какой-то интересной программы по телевизору.
Процесс готовки ускоряется при использовании различных приспособлений для кухни - комбайна, "хитрых" тёрок и т.п. Обожаю все эти плоды цивилизации. Ну и параллельно с готовкой слушаю какую-то передачу с компьютера. И дело сделано и что-то новое узнала.

Ну и последнее. Чтобы эффективно поработать и распределить время, нужно просто хорошо себя чувствовать. Совет номер один: если что-то болит, срочно обследоваться и вылечиться. Это истина, которая даже обсуждению не подлежит. Трудно быть бодрой, планировать свою жизнь, если шалит щитовидная железа и слабость преследует постоянно.
Совет номер два: высыпаться. Я понимаю, что давать такую рекомендацию работающей молодой маме, наверное, кощунственно, если я сама, пока не имея детей не могу себя организовать так, чтобы ложиться спать в одно и то же время. Но искренне стараюсь. Потому как усвоила точно - когда не выспишься, работоспособность падает иногда просто до нуля.
Третье: отдых и расслабление. Моё открытие. Я не отдыхаю морально и физически, если лежу на диване с книжкой. Странно. Я люблю читать. Тихое воскресенье с книжкой и телевизором в обнимку как будто улучшает моё самочувствие. Но в понедельник утром снова встаю отнюдь не бодрая.
Ленивый отдых у моря приятен пока лежишь на шезлонге. Но в долгосрочной перспективе не помогает. Один раз для эксперимента поехали на море с друзьями. В этот раз я перепробовала всё: летала на горках с воплями, стреляла из лука и ружья, ездила на экскурсию. К концу недели казалось что отдыхаю месяц. Ни одна коварная бухгалтерская мысль не пробегала в моей голове. Вывод последний: когда работаешь бухгалтером, в течение дня в организме шевелятся только мысли. Для отдыха нужно шевелить активно всеми остальными частями тела. Забавно, но приползая после трудного дня в спортивный зал, выходишь оттуда бодрым и активным. Безусловно, не только спортзал может помочь. Есть ещё улицы города - одел удобную обувь и гулять. Можно с фотоаппаратом. Ловить интересные кадры. Тех кому нравится танцевать, выручат уроки танцев on-line или на дисках.
А если уж совсем нет времени, я включаю весёлую музыку и пританцовывая жарю блины, мою посуду или полы.

Я буду очень признательна коллегам-читателям моего блога, если вы поделитесь своим опытом. Пишите в комментариях о своих хитростях в борьбе за "растягивание" времени.
______________________________________________

В статье упоминаются следующие книги:

Глеб Архангельский "Тайм-драйв. Как успевать жить и работать"

Даниил Гранин "Эта странная жизнь"  

Яна Франк "Муза и Чудовище. Как организовать творческий труд"

3 комментария:

  1. Вот спасибо))) Надеюсь статья будет для меня пинком. А то и на семинары ходила, и стимулы есть, и мысли, а вот пинка не хватает((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну может не пинок, а стимул... Но обязательно жду ваших рассказов о построении собственной системы эффективного распределения времени, забавные случаи и "проколы".

      Удалить
  2. Очень важный фактор, это уметь анализировать свои действия, для того чтобы сконструировать свой рабочий график. В то же время, не забудьте, что нужно расчитать свои силы правильно. Например, учесть некоторые особенности, когда вам легче учить, читать, убирать и т.д. В таком случае, вы сможете правильно распределить свое время и естественно увидеть свои результаты. Не пытайтесь копировать кого-то, лучще найдите свой метод организации, который вам подходит. Уверенна, у вас точно получиться!:)

    ОтветитьУдалить