вторник, 28 февраля 2012 г.

Нужен ли акт выполненных работ (оказанных услуг) помимо налоговой накладной (накладной)?


Существует мнение, что при выполнении работ (оказании услуг), помимо Налоговой накладной (накладной) нужно выписывать и Акты выполненных работ (оказанных услуг), поскольку сам документ Налоговая накладная не подтверждает факт совершения операции. Я категорически не согласна с этим.
Все операции в бухгалтерском учёте отражаются на основании первичных документов. Определение первичного документа дано в части (1) статьи 3 Закона О бухгалтерском учете № 113-XVI от 27 апреля 2007 года (Monitorul Oficial № 90-93 от 29 июня 2007 года):
первичный документ - документальное подтверждение (на бумажном носителе или в электронной форме), удостоверяющее совершение хозяйственной операции, дающее право на ее проведение или доказывающее совершение события.

Как известно, первичные документы могут быть строгой и нестрогой отчётности.
Согласно части (1) Статьи 20 Закона О бухгалтерском учете, типовые формы строгой отчетности применяются в случае:
b) оказания услуг, за исключением финансовых услуг, оказываемых финансовыми учреждениями, организациями микрофинансирования, сберегательно-заемными ассоциациями.

Т.о., при оказании услуг, предприятие-поставщик обязано выписать в адрес потребителя Накладную или Налоговую накладную (в случае если предприятие - поставщик является субъектом регистрации НДС). 
 
В пункте 8 Приложения № 4 к Приказу Министерства Финансов № 115 от 6 сентября 2010 г. (Об утверждении и заполнении типовой формы первичного документа строгой отчетности «Налоговая накладная») указано:
Налоговая накладная заполняется поставщиком на каждого покупателя в отдельности с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности проведения расчетов за осуществленные поставки, а также для отпуска и оприходования поставленных товаров, как и для подтверждения факта поставки облагаемых услуг поставщиком покупателям.
Это означает, что соблюдается требование выписки бланка строгой отчётности и, одновременно, этим же первичным документом подтверждается факт оказания услуг, что не требует выписки дополнительного, "дублирующего" документа.
Что касается бланка Накладной, выписываемой неплательщиками НДС, подпункт 14 пункта 12 Приказа Министерства Финансов Республики Молдова № 47 от 31 марта 2010 года  (Об утверждении типовой формы первичного документа строгой отчетности «Накладная») (Monitorul Oficial, № 58-60 от 23 апреля 2010 года) гласит:
В строке 13 “Принял, получатель” на втором экземпляре накладной указываются должность, фамилия, имя ответственного лица со стороны получателя, который подтверждает подписью и печатью факт получения услуг/работ.
Из чего можно сделать вывод, что и бланк строгой отчётности Накладная подтверждает факт оказания услуг и не требует  приложения дополнительных документов.
Но если предприятие желает, возможна выписка дополнительно и акта выполненных работ (оказанных услуг), в котором описывается подробно суть работы (услуги), отсутствие или наличие каких-либо претензий и т.п.
Часть (6) статьи 20 Закона о бухгалтерском учёте предусматривает:  Составление нескольких первичных документов по одним и тем же операциям запрещается, за исключением случаев, когда одним из первичных документов строгой отчетности является налоговая накладная. Таким образом, если по желанию сторон составляется и акт выполненных работ (оказанных услуг),  нужно вписать номер и дату акта в налоговую накладную в строке "прилагаемые документы". 


7 комментариев:

  1. Всегдв считала, что гражданское законодательство имеет все-таки приоритет над налоговым, которое касается только правил исчисления налогов. По мне, акт об оказании услуг подтверждает, что обязательсва по договору были выполнены в оговоренном объеме, претензий нет, в него могут быть включены еще какие-либо условия, предусмотренные договором, гарантийные обязательства, например. Ничего из этого ни налоговая накладная, ни накладная включить в себя не могут. С юридической точки зрения (хотя я не юрист, а бухгалтер) акт гораздо более важный и нужный документ. Хотела бы услышать Ваше мнение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я согласна, что некоторые работы по своей специфике лучше оформлять актом выполненных работ. Например ремонтные работы. В акте можно описать что проделано, какие работы не устраивают (и это влияет на оплату!). Потому и высказала мнение в статье, что по желанию данный документ выписывается помимо налоговой накладной. Но обязывать выписывать акт никто не может. Например, мне надоело в какой-то момент подписывать из месяца в месяц стандартные акты на оказанные услуги интернета, обновления законодательной базы данных, обновления программы 1-с, оказания охранных услуг. Всё стандартно, никаких отклонений, уйма бумажек. Если бы в какой-то момент у меня не было весь день интернета, я бы написала претензию не дожидаясь конца месяца, и попросила произвести перерасчёт. На основании моей претензии мне бы ответили, зависело или не зависело это от интернет-провайдера. В конце месяца в налоговой накладной это нашло бы отражение в сумме накладной.
      А что касается требований Гражданского кодекса, могу привести следующие статьи:
      Статья 208. Форма сделки

      (1) Сделки могут совершаться устно, в письменной или нотариальной форме.

      Статья 210. Письменная форма сделки

      (1) Подлежат совершению в письменной форме сделки юридических лиц между собой, между юридическими и физическими лицами, а также физических лиц между собой в случае, если стоимость предмета сделки превышает одну тысячу леев, а в случаях, предусмотренных законом, – независимо от стоимости предмета сделки.

      (2) Если в соответствии с законом или соглашением сторон сделка подлежит совершению в письменной форме, она может быть совершена как путем составления единого документа, подписанного сторонами, так и путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами и прочими подобными средствами связи, подписанными отправившей их стороной.

      (3) Использование технических средств при подписании сделки допускается в случаях и порядке, установленных законом или соглашением сторон.

      Статья 934. Отчет подрядчика или исполнителя

      В случае, когда вознаграждение установлено в зависимости от стоимости поставляемых работ, услуг или вещей, подрядчик или исполнитель по требованию заказчика должен представить ему отчет о ходе выполнения работ, об оказанных услугах и понесенных расходах.

      При подряде:
      Статья 957. Приемка

      (1) После завершения работы заказчик обязан принять работу в порядке, в месте и в срок, установленные законом или договором.

      (2) Приемкой работы является заявление, посредством которого заказчик принимает ее, с оговорками или без таковых.
      Статья 958. Акт приемки

      (1) Установленные недостатки и отступления подлежат изложению в акте приемки, который подписывается сторонами или составляется одной из сторон и в котором устанавливаются порядок, условия и сроки устранения выявленных недостатков и отступлений.

      (2) Недостатки и отступления подлежат устранению за счет подрядчика.

      (3) Заказчик, принявший работу без оговорок, сохраняет при этом права против подрядчика в случае обнаружения скрытых недостатков.

      Статья 959. Претензии

      Претензии относительно скрытых недостатков или отступлений от условий договора, которые не могли быть выявлены в момент приемки работы, подлежат предъявлению подрядчику сразу же после их выявления.

      При оказании услуг:
      Статья 979. Свидетельство о работе исполнителя

      По завершении долгосрочных отношений исполнитель может потребовать от другой стороны выдачи письменного свидетельства о проделанной работе и времени работы.


      Т.о., важно соблюсти письменную форму сделки. Для этого подходит и налоговая накладная. А вот если есть разногласия или от качества работы зависят расчёты между контрагентами, можно оформить и акт. Хотя даже гражданский кодекс не обязывает именно в форме акта выражать свои согласия или разногласия.

      Если есть какие-либо ещё мнения, я буду рада услышать их.

      Удалить
  2. Хотелось бы услышать ваше мнение по-моему вопросу. От поставщика приходят счет-фактура и накладная ТОРГ-12. В них, помимо ТМЦ, последней строкой обычно идет "Доставка груза" либо "Транспортные расходы" либо "Почтовые расходы". В таких случаях нужен ли акт оказанных услуг? Поставщик актов не выставляет, говорит,вам надо вы и делайте. Вот я и в замешательстве, нужны ли вобще эти акты на услуги доставки, если они отражены в счет-фактуре и ТТН?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насколько я понимаю, накладную ТОРГ 12 вы получаете из России (только там нашла такую форму). Не нашла в Постановлении Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций инструкции по её заполнению, но посмотрела её вид. В принципе, я считаю, что такой документ соответствует определению первичного документа, данного в Законе РМ "О бухгалтерском учёте". А так же, соблюдается требование Гражданского кодекса о письменной форме сделки (там есть и реквизиты сторон и содержание операции). Т.о., мне кажется, что акт выполненных работ (в вашем случае вообще приём - передача ТМЦ) не обязателен, и выписывается только на усмотрение сторон для описания разногласий, например, или неудовлетворительного состояния груза, дабы впоследствии можно было предъявить претензию.

      Удалить
  3. Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  4. я артур борис житель / гражданин республики россия. Мне 42 года, я предприниматель / бизнесмен. Однажды у меня были трудности с финансированием моего проекта / бизнеса, если бы не мой хороший друг, который познакомил меня с мистером Педро, чтобы получить ссуду на сумму 250 000 долларов США от его компании. Когда я связался с ними, мне потребовалось всего пять рабочих дней, чтобы оформить мой кредит и перевести его на мой счет. даже с плохой кредитной историей они все равно предлагают вам свои услуги. они также предлагают все виды ссуд, такие как бизнес-ссуды, жилищные ссуды, ссуды физическим лицам, автокредиты. Я не знаю, как благодарить их за то, что они сделали для меня, но Бог вознаградит их согласно Своему богатству славы. если вам нужна срочная финансовая помощь, свяжитесь с ними сегодня по электронной почте pedroloanss@gmail.com..

    ОтветитьУдалить