воскресенье, 21 октября 2012 г.

Управление временем или как прожить так, чтобы не было мучительно больно... О стимулах.



Данный пост является продолжением статьи "Организация труда бухгалтера. С юмором."

Девушка оставила замечательный комментарий к этой статье, который заставил меня задуматься:

"Вот спасибо))) Надеюсь статья будет для меня пинком. А то и на семинары ходила, и стимулы есть, и мысли, а вот пинка не хватает(("

Забавно. Я не разделяла стимул и пинок. Всегда считала, что стимулы как раз и есть эти пинки. Может ошибалась? Но у многих и стимула конкретного нет. Потому вначале поговорим об этом. А потом, с помощью комментариев, глядишь и разберусь я в терминологии и отличиях между стимулами и пинками. )))))
Стимул. Чаще всего мы задумываемся об организации рабочего и не только рабочего времени, когда нам его катастрофически не хватает. И задумавшись, ищем, кто виноват. Муж не помогает, работы очень много. До организации своего времени действительно руки не доходят. Анализировать, куда уходит время, просто некогда. ))) А сподвигнуть нас что-либо предпринять может лишь что-то очень приятное и страстно желаемое. И обязательно нужно это найти. Ибо у каждого желаемое своё, глубоко личное и индивидуальное. Нужно найти что-то, что заставит вылезти из привычной трясины и изменить привычный ход дел. Это всегда к лучшему, поверьте.

Первое что я сделала, это попыталась оценить масштабы бедствия и понять, на что конкретно мне не хватает времени. Составила 2 списка: "Дела, которые НЕОБХОДИМО сделать" и "Дела, которые я ХОЧУ сделать", но всё это не успеваю. Первый список был немым укором, и оказался явно длиннее второго. В нём значились и немытые на лоджии окна, и балконы "неразобранные" и неочищенные от ненужного хлама, и прочие подобные, давно откладываемые дела. Делать всё это жутко не хотелось, хотя я знала, что вымыв окна, получу несказанное удовольствие, взирая на них. Но собраться и сделать... Долгое время была отговорка, что нет времени или устала. Короче, список № 1 стимулом не являлся. Но я хотя бы могла оценить, сколько конкретно часов, минут и секунд мне нужно затратить, чтобы осуществить не очень любимые дела.

Второй список содержал более приятные вещи, вроде желания изучить искусство фотографии и делать в конце концов фото с незаваленным горизонтом, научиться пользоваться фотошопом и убрать на удачной фотографии неудачную тень от носа. Наконец, снова заняться йогой по утрам.

Выводы из списков: дел, которые НУЖНО сделать почему-то всегда больше. Вывод номер 2: "необходимый" список угнетает, а "желаемый" список вдохновляет. Отсюда стимул: сделать рутинную и необходимую работу быстро-быстро, а потом долго-долго заниматься тем, что нравится. )))) И первостепенная задача - увеличить количество приятных дел, на которые хочется изыскать и потратить драгоценное время.

Помимо этого, чтобы взяться за рутину, нужно было представить себе то удовольствие, которое я получу, когда сделаю их (обычно мы на автопилоте делаем необходимую работу, просто потому что "НАДО" и никто кроме нас не сделает). Ведь так приятно находиться в чистой комнате, открывать шкафы и видеть в них заднюю стенку, а не гору вещей, которые давно не носишь.

Собравшись с духом, применила сразу 3 системы: Flylady, метод Яны Франк (писала о них в предыдущей статье) и "правило одной минуты" Гретхен Рубин.**

Делаю 15 минут что-то из списка № 1 (ну или из текущих дел), затем либо отдых, либо бухгалтерия (в зависимости от времени суток и дня недели). Я уже говорила о том, что творческим людям Яна Франк рекомендовала работать в таком режиме: 45 минут интенсивная работа, 15 минут - рутина. В офисе - это проверка почты, переписка, организация и упорядочение документов. Если работа на дому - 15 минут - домашний труд. Такое переключение внимания даёт отдых мозгу. А за четверть часа можно многое успеть, как оказалось.

Для такой организации нужен таймер. Мне, правда, не нравится резкий звук таймеров. У кого есть ссылка на on-line таймер с приятной мелодией, не вгоняющей в стресс? ))) Поделитесь.

Правило одной минуты гласит: если вы можете что-то сделать ровно за одну минуту или быстрее, сделайте это сейчас. Например, если я вижу на зеркале в ванной одну каплю от зубной пасты или воды, вытираю её очень быстро - за 15 секунд. А если собрать этих капель за неделю десяток - трёшь дольше. Список на магазин в пятницу вечером или субботу утром составляешь минут 15, обходя квартиру и вспоминая, где что закончилось. У меня на этот случай в кухне лежат бумажки для записи и ручка. Как только что-то заканчивается, я записываю это в список покупок. Причём на один листок продовольственные товары, на другой - моющие. К концу недели у меня список готов. А потратила менее минуты каждый день и не заметила даже. К тому же ничего не забыла. Ну вы поняли принцип.

Заканчивая статью, вернусь к тому, с чего начинала эту тему. Катастрофически не хватает времени на самосовершенствование. Мы не просто бухгалтера, секретари, директора, домохозяйки. Мы - Люди. Помните известную фразу из фильма "Непристойное предложение"? "И кирпич хочет стать чем-то...". И становится. Красивым собором, уютным домом для милой семьи.

Для меня стать кем-то - это состояться не только в одной узкой области. А чтобы быть многогранной личностью, нужно постоянно что-то новое изучать, читать - как в профессии, так и вне её. Для этого нужен единственный невосполнимый ресурс - время. Я не призываю его копить, чтобы оно плесневело в кубышках. Я призываю его тратить. Щедро. На интересные книги, фильмы, на заботу о любимых, на создание чего-то красивого, на получение удовольствия. Да, да. И это не эгоизм. Ибо только счастливые люди способны принести радость окружающим.

____________________________

** Гретхен Рубин "Проект счастье. Мечты. План. Новая жизнь"

1 комментарий:

  1. Согласна с Автором, вот например если бухгалтера научились архивировать по папкам документы по типу и по периодам, то уж точно тратили бы меньше время на поиски документов, а больше тратили на самосоверщенстование, - куда приятней. Не забудьте наклеить на папку название документа и период :)

    ОтветитьУдалить