вторник, 28 мая 2013 г.

Как вы относитесь к team-building?


Наверное эта статья будет воспринята некоторыми читателями как ворчание зануды. Но я не люблю team-building (командообразование). В последнее время крупные и средние компании помешались на team-building. Работникам внушается мысль "мы, мы - команда". Вроде благая мысль. Но почему-то мне не нравится реализация.

Корпоратив. Коллективный поход на природу или в кафе.
Во-первых, почему меня принуждают проводить моё свободное время с коллегами по работе? Может, я хочу в своё свободное время не вспоминать о работе и не встречаться с определёнными людьми. Ну не люблю я Васю Пупкина. И чего это я должна идти куда-то с ним пить вино или сок? Понятно, что я могу отказаться. Но в компании на таких вот отказавшихся смотрят как на изгоев. А при принятии решения о повышении зарплаты, учтут что Вася Пупкин, такой душа компании и надо бы ему на 5 % повысить оклад, а тому молчуну, что не соизволил прийти на корпоратив на 0,1 %. Т.е., на предприятиях корпоративные мероприятия носят добровольно- принудительный характер. Как в советское время партийные собрания.
Я считаю, что team-building должен проводиться в рабочее время. Если компания заинтересована в том, чтобы укреплять командный дух и навязывает это работникам, значит и нести расходы по полной программе должна компания. Приравнивайте эти мероприятия к работе. Мы работаем над укреплением корпоративного духа. 
И потом, последствия нынешних корпоративных мероприятий не всегда способствуют укреплению командного духа.
Работник лишнего выпил, слишком расслабился. А я пьяных не люблю. В следующий раз при рабочих моментах я эту нелицеприятную картину вспоминаю. Зачем мне это нужно? Пусть его слабости и способы отдыхать останутся за пределами моего знания.
Но хуже самому работнику. Можно конечно уточнить, что  все люди взрослые и нужно уметь держать себя в руках. Но в больших фирмах всегда найдётся пару таких, кто инциндент сотворит. Вот и повод для сплетен в рабочее время.
В интернете потом просто цветник из выложенных "добрыми" коллегами видео, на которых подвыпившая главный бухгалтер в нижнем белье танцует на столе, а начальник отдела маркетинга в углу страстно сжимает в объятиях начальника (-цу) отдела производства, которая к тому же и замужем.
Дни рождения. Обязаловка та ещё. Когда сотрудников много, это затратно. Есть люди, у которых на содержании престарелые родители, дети, жена. Для них эти лей 200 на корпоративную обжираловку очень ощутимая статья расходов. И я знаю такие случаи. Но принято. Стыдно так не сделать. Иногда это окупается подарком, если деньги дарят. Но я видела в одной компании вариант, когда вся фирма дарила открытку, а именинник накрывал стол. Ну или как в фильме "Служебный роман" - подарили статую лошади. И пусть именинник радуется.
Кроме того, это снова некое навязывание. Даже в свой день рождения я не могу провести время с теми людьми, с которыми я хочу его провести. Вспоминаю каждый год об этом, когда мой муж в свой день рождения вынужден томиться на корпоративном праздновании его дня рождения, хотя дома его жду я с накрытым столом. И хочет он домой, а не пить с Иркой из соседнего отдела, которую терпеть не может. И не с Петей, который у него за спиной судачит постоянно.
Если бы я была руководителем компании и вдруг взбрело мне в голову укрепить каким-то образом командный дух, я бы пошла по следующему пути:
1) Один день в месяц или квартал устраивались бы какие-то мероприятия во второй половине рабочего дня. Причём либо спортивные мероприятия, либо интеллектуальные командные игры. Могут быть  соревнования по решению рабочей задачи. Например, заранее специалистами придумывается сделка и уже придумывается оптимальный вариант её оформления.  Команда бухгалтерии (например) совместно ищет вариант решения. Затем затраты и легальность придуманного варианта оценивается всё теми же специалистами. Развивается мозг, креативность, способность обсудить и решить что-то в команде.
2) Какие-то обсуждения рабочих ситуаций, требующие креативности, можно проводить в более расслабленной обстановке, с чашкой кофе в руке, без галстуков  и, возможно, в комнате подобной комнатам релакса, созданным в офисе Google.
3) Никаких празднований в офисе дней рождения. Кто хочет отпраздновать, в нерабочее время и исключительно по желанию идёт праздновать за пределы офиса.
Но всё это для молодых коллективов и для определённого вида деятельности конечно. 
А какой вариант укрепления командного духа более близок вам?

3 комментария:

  1. тоже не люблю.

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна с автором. Тоже не люблю такие "посиделки". Особенно дни рождения, которые надо праздновать на работе с 18.00 до 20.00, в то время как тебя дома ждут.

    ОтветитьУдалить
  3. я тоже не согласен с подобной практикой - если не участвуешь многие потом лепят клеймо "Белая ворона"

    ОтветитьУдалить