Постоянно поднимается этот вопрос после очередных проверок. Налоговая инспекция требует ежедневно делать перед началом работы (независимо от того, будут ли продажи или нет) Х-отчёт и подклеивать его в журнал ККМ.
Ссылаются на ПОЛОЖЕНИЕ Министерства Финансов Nr. 2407 от 24.07.1998 о порядке эксплуатации контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (Опубликован : 10.12.1998
в Monitorul Oficial
Nr. 109-110). А именно, на пункт 9.3
До начала регистрации продаж (оказанных услуг) на ККМ:
- кассир (оператор) до начала регистрации продаж регистрирует
два-три чека без обозначения суммы (нулевых) с целью проверки полноты и
четкости печатания реквизитов на чековой и контрольной лентах.
Я не вижу указания на то, что эти, заметьте, не один, а 2-3 пустых чека должны храниться и подклеиваться в журнал ККМ, как например предусмотрено для фискального отчёта в пункте 9.6.2
Ответственный за финансовую деятельность предприятия вместе с
кассиром (оператором) вынимают из ККМ (в некоторых портативных ККМ
распечатывают) использованную в течение дня контрольную ленту,
оформляют конец контрольной ленты так же,
как ее начало, проводят кассовую
операцию закрытия смены и получают при этом ежедневный фискальный
отчетный чек. В первой части ЖККМ приклеивают ежедневный фискальный
отчетный чек, во второй части
ЖККМ записывают итоговые данные из ежедневного
фискального отчетного чека и заверяют запись своими подписями.
Какие штрафы могут быть применены к предприятию в случае нераспечатывания невклеивания Х-отчёта ежедневно в журнал ККМ?
На мой взгляд никаких. Обратимся к "штрафным документам" - Налоговому кодексу и Кодексу о правонарушениях:
Статья 254 Налогового кодекса. Неиспользование контрольно-кассовых машин. Невыдача проездных билетов
(1) Осуществление деятельности налогоплательщиком и лицом, уполномоченным выдавать кассовый чек, при отсутствии контрольно-кассовых машин в случае, когда действующими нормативными актами предусмотрено их использование, влечет наложение штрафа в размере 10000 леев за каждый случай.
(2) Занятие деятельностью без использования имеющихся контрольно-кассовых машин либо с использованием неисправных, неопломбированных или незарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин влечет наложение штрафа в размере 10000 леев за каждый случай.
(21) Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автотранспортными средствами по пригородным, городским, междугородным или международным маршрутам без проездных билетов (проездной билет – кассовый чек, выданный контрольно-кассовой машиной с фискальной памятью или документ строгой отчетности с установленной ценой, изготовленный типографским способом в соответствии с действующими нормативными актами, зарегистрированный у транспортного агента) влечет наложение штрафа на налогоплательщика и уполномоченное лицо, зарегистрированное у транспортного агента, в размере 10000 леев за каждый случай нарушения.
(4) Повторное совершение нарушений, предусмотренных частями (1), (2) и (21), влечет наложение штрафа в размере 25000 леев. Совершение нарушений, указанных в частях (1), (2) и (21), в третий раз и более влечет наложение штрафа в размере 50000 леев за каждый случай.
Статья 293/1 Кодекса о правонарушениях. Нарушение правил использования контрольно-кассовых машин
(1) Использование контрольно-кассовых машин без фискальной памяти, неисправных, неопломбированных, не зарегистрированных в налоговом органе,
влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере 50 условных единиц.
(2) Повреждение или преднамеренное уничтожение контрольно-кассовой машины либо преднамеренная замена фискальной памяти или прикладной программы контрольно-кассовой машины влекут наложение штрафа на должностное лицо в размере 150 условных единиц.
(3) Повреждение, утеря, уничтожение, отсутствие узаконенного в установленном порядке журнала контрольно-кассовой машины для хронологической регистрации налоговых данных, хранящихся в фискальной памяти, либо его нерегулярное или неполное (недостаточное) заполнение
влекут наложение штрафа на должностное лицо в размере 50 условных единиц.
(4) Проведение расчетов с потребителями без использования имеющейся контрольно-кассовой машины, или выдача (оформление) кассового чека (платежного чека в случаях, предусмотренных нормативными актами) без всех обязательных элементов, или выдача (оформление) кассового чека (платежного чека в случаях, предусмотренных нормативными актами), стоимость которого не соответствует реально оплаченной сумме, или умышленное невручение кассового чека (платежного чека в случаях, предусмотренных нормативными актами) потребителю
влекут наложение штрафа в размере 50 условных единиц.
(5) Наличие излишка или недостатка денежных средств в кассете (лотке) для денег контрольно-кассовой машины или в другом месте, специально предназначенном для получения и временного хранения денежных средств от текущей деятельности, превышающего 1 условную единицу,
влечет наложение штрафа в размере 50 условных единиц.
(6) Нераспечатывание контрольных лент или их уничто-жение до истечения срока хранения (архивирования)
влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере 100 условных единиц.
(7) Отсутствие на видном месте информации, в которой обращается внимание потребителей на обязательность предъявления кассового чека при рассмотрении возможных жалоб,
влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере 75 условных единиц.
(8) Повреждение, утеря, уничтожение, отсутствие технической книги (паспорта), или регистрационной карточки, или журнала учета услуг технической поддержки контрольно-кассовой машины
влекут наложение штрафа на должностное лицо в размере 50 условных единиц.
(9) Осуществление деятельности по установке, ремонту, техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин без наличия соответствующего свидетельства о технической компетенции, или осуществление деятельности по установке, ремонту, техническому обслуживанию при наличии соответствующего свидетельства о технической компетенции с истекшим сроком действия, или неполное (ненадлежащее) оформление журнала учета услуг технической поддержки контрольно-кассовой машины
влекут наложение штрафа на физических лиц в размере 100 условных единиц и на должностных лиц в размере 150 условных единиц.
(10) Повторное совершение в течение текущего календарного года одного из правонарушений, предусмотренных в частях (2) и (9), лицом, на которое было наложено взыскание по этим нарушениям,
влечет наложение штрафа в размере 300 условных единиц.
Есть нерегулярное заполнение журнала. Но это значит невнесение фискальных отчётов в журнал.
(1) Осуществление деятельности налогоплательщиком и лицом, уполномоченным выдавать кассовый чек, при отсутствии контрольно-кассовых машин в случае, когда действующими нормативными актами предусмотрено их использование, влечет наложение штрафа в размере 10000 леев за каждый случай.
(2) Занятие деятельностью без использования имеющихся контрольно-кассовых машин либо с использованием неисправных, неопломбированных или незарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин влечет наложение штрафа в размере 10000 леев за каждый случай.
(21) Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автотранспортными средствами по пригородным, городским, междугородным или международным маршрутам без проездных билетов (проездной билет – кассовый чек, выданный контрольно-кассовой машиной с фискальной памятью или документ строгой отчетности с установленной ценой, изготовленный типографским способом в соответствии с действующими нормативными актами, зарегистрированный у транспортного агента) влечет наложение штрафа на налогоплательщика и уполномоченное лицо, зарегистрированное у транспортного агента, в размере 10000 леев за каждый случай нарушения.
(4) Повторное совершение нарушений, предусмотренных частями (1), (2) и (21), влечет наложение штрафа в размере 25000 леев. Совершение нарушений, указанных в частях (1), (2) и (21), в третий раз и более влечет наложение штрафа в размере 50000 леев за каждый случай.
Статья 293/1 Кодекса о правонарушениях. Нарушение правил использования контрольно-кассовых машин
(1) Использование контрольно-кассовых машин без фискальной памяти, неисправных, неопломбированных, не зарегистрированных в налоговом органе,
влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере 50 условных единиц.
(2) Повреждение или преднамеренное уничтожение контрольно-кассовой машины либо преднамеренная замена фискальной памяти или прикладной программы контрольно-кассовой машины влекут наложение штрафа на должностное лицо в размере 150 условных единиц.
(3) Повреждение, утеря, уничтожение, отсутствие узаконенного в установленном порядке журнала контрольно-кассовой машины для хронологической регистрации налоговых данных, хранящихся в фискальной памяти, либо его нерегулярное или неполное (недостаточное) заполнение
влекут наложение штрафа на должностное лицо в размере 50 условных единиц.
(4) Проведение расчетов с потребителями без использования имеющейся контрольно-кассовой машины, или выдача (оформление) кассового чека (платежного чека в случаях, предусмотренных нормативными актами) без всех обязательных элементов, или выдача (оформление) кассового чека (платежного чека в случаях, предусмотренных нормативными актами), стоимость которого не соответствует реально оплаченной сумме, или умышленное невручение кассового чека (платежного чека в случаях, предусмотренных нормативными актами) потребителю
влекут наложение штрафа в размере 50 условных единиц.
(5) Наличие излишка или недостатка денежных средств в кассете (лотке) для денег контрольно-кассовой машины или в другом месте, специально предназначенном для получения и временного хранения денежных средств от текущей деятельности, превышающего 1 условную единицу,
влечет наложение штрафа в размере 50 условных единиц.
(6) Нераспечатывание контрольных лент или их уничто-жение до истечения срока хранения (архивирования)
влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере 100 условных единиц.
(7) Отсутствие на видном месте информации, в которой обращается внимание потребителей на обязательность предъявления кассового чека при рассмотрении возможных жалоб,
влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере 75 условных единиц.
(8) Повреждение, утеря, уничтожение, отсутствие технической книги (паспорта), или регистрационной карточки, или журнала учета услуг технической поддержки контрольно-кассовой машины
влекут наложение штрафа на должностное лицо в размере 50 условных единиц.
(9) Осуществление деятельности по установке, ремонту, техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин без наличия соответствующего свидетельства о технической компетенции, или осуществление деятельности по установке, ремонту, техническому обслуживанию при наличии соответствующего свидетельства о технической компетенции с истекшим сроком действия, или неполное (ненадлежащее) оформление журнала учета услуг технической поддержки контрольно-кассовой машины
влекут наложение штрафа на физических лиц в размере 100 условных единиц и на должностных лиц в размере 150 условных единиц.
(10) Повторное совершение в течение текущего календарного года одного из правонарушений, предусмотренных в частях (2) и (9), лицом, на которое было наложено взыскание по этим нарушениям,
влечет наложение штрафа в размере 300 условных единиц.
Есть нерегулярное заполнение журнала. Но это значит невнесение фискальных отчётов в журнал.
Некоторые бухгалтера считают что штраф может быть за ненадлежащее ведение бухгалтерского учёта.
Статья 295 Кодекса о правонарушениях. Нарушение правил организации и
ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовых
отчетов
(1) Невыполнение требований законодательства о выборе системы и формы ведения бухгалтерского учета, о применении бухгалтерской политики, а также необеспечение контроля за документированием экономических фактов и отражением их в бухгалтерском учете
влекут наложение штрафа на лицо, ответственное за организацию такого учета или контроля, в размере от 15 до 25 условных единиц.
(2) Несоблюдение установленных законодательством правил об отражении на счетах и в бухгалтерских регистрах экономических фактов
влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 5 до 10 условных единиц и на должностных лиц в размере от 15 до 25 условных единиц.
(3) Несоставление или несоблюдение требований оформления первичных документов и первичных документов строгой отчетности, их неполное или ненадлежащее оформление либо пропуск срока их представления в бухгалтерию
влекут наложение штрафа на лицо, ответственное за составление, подписание и представление первичных документов, в размере от 10 до 25 условных единиц.
(4) Представление в орган, уполномоченный по сбору финансовых отчетов, финансовых отчетов, не соответствующих установленной законодательством форме или не отражающих все установленные для этой формы данные, либо неполное представление или представление с ошибочными данными финансовых отчетов, либо непредставление таковых в установленный законодательством срок
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 условных единиц.
(5) Умышленное неисполнение после истечения срока, установленного законодательством для представления финансовых отчетов, письменного предписания органа, уполномоченного по сбору финансовых отчетов, о представлении отчета в установленный им срок
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 условных единиц.
(6) Представление в финансовых отчетах ошибочных показателей
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 условных единиц.
(7) Утрата, хищение или уничтожение бухгалтерских документов до истечения срока их хранения в соответствии с правилами, установленными Государственным органом надзора и управления архивным фондом Республики Молдова, или невосстановление их в предусмотренный законодательством трехмесячный срок со дня установления соответствующего факта
влекут наложение штрафа на физических лиц в размере от 10 до 15 условных единиц и на должностных лиц в размере от 20 до 30 условных единиц.
(8) Действия, предусмотренные частью (7), совершенные умышленно или после назначения наказания за совершение подобного правонарушения,
влекут наложение штрафа на физических лиц в размере от 50 до 70 условных единиц и на должностных лиц в размере от 150 до 300 условных единиц.
Х-отчёт не является первичным документом, поскольку не опосредует экономическую операцию. Основание: "Закон о бухгалтерском учёте". Поэтому эта статья тоже не подходит для штрафа.
(1) Невыполнение требований законодательства о выборе системы и формы ведения бухгалтерского учета, о применении бухгалтерской политики, а также необеспечение контроля за документированием экономических фактов и отражением их в бухгалтерском учете
влекут наложение штрафа на лицо, ответственное за организацию такого учета или контроля, в размере от 15 до 25 условных единиц.
(2) Несоблюдение установленных законодательством правил об отражении на счетах и в бухгалтерских регистрах экономических фактов
влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 5 до 10 условных единиц и на должностных лиц в размере от 15 до 25 условных единиц.
(3) Несоставление или несоблюдение требований оформления первичных документов и первичных документов строгой отчетности, их неполное или ненадлежащее оформление либо пропуск срока их представления в бухгалтерию
влекут наложение штрафа на лицо, ответственное за составление, подписание и представление первичных документов, в размере от 10 до 25 условных единиц.
(4) Представление в орган, уполномоченный по сбору финансовых отчетов, финансовых отчетов, не соответствующих установленной законодательством форме или не отражающих все установленные для этой формы данные, либо неполное представление или представление с ошибочными данными финансовых отчетов, либо непредставление таковых в установленный законодательством срок
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 условных единиц.
(5) Умышленное неисполнение после истечения срока, установленного законодательством для представления финансовых отчетов, письменного предписания органа, уполномоченного по сбору финансовых отчетов, о представлении отчета в установленный им срок
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 условных единиц.
(6) Представление в финансовых отчетах ошибочных показателей
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 условных единиц.
(7) Утрата, хищение или уничтожение бухгалтерских документов до истечения срока их хранения в соответствии с правилами, установленными Государственным органом надзора и управления архивным фондом Республики Молдова, или невосстановление их в предусмотренный законодательством трехмесячный срок со дня установления соответствующего факта
влекут наложение штрафа на физических лиц в размере от 10 до 15 условных единиц и на должностных лиц в размере от 20 до 30 условных единиц.
(8) Действия, предусмотренные частью (7), совершенные умышленно или после назначения наказания за совершение подобного правонарушения,
влекут наложение штрафа на физических лиц в размере от 50 до 70 условных единиц и на должностных лиц в размере от 150 до 300 условных единиц.
Х-отчёт не является первичным документом, поскольку не опосредует экономическую операцию. Основание: "Закон о бухгалтерском учёте". Поэтому эта статья тоже не подходит для штрафа.
В итоге я не нашла за что можно наказать налогоплательщика за нераспечатку Х-отчёта.
И муссируется этот вопрос вовсе не потому, что бухгалтера ленивы и принципиально не хотят исполнять закон. Просто наши законы и подзаконные акты имеют свойство, во-первых, быть далёкими от практики, а во-вторых, устаревать.
Так, если предприятие осуществляет расчёты наличными раз в год, то остальные 364 дня нужно тратить время и ленту на распечатывание Х-отчёта?
Кроме того, я расцениваю фразу "до начала регистрации продаж" так, что не в начале каждого дня я должна проверять исправность ККМ. Вот придёт клиент и я проверю. Окажется неисправным ККМ, сделаю запись в журнале ККМ и вызову техника. А покупателю выпишу bon de plată. Закон не нарушен. Штрафовать снова не за что.
И если быть уж совсем дотошным, то перед началом работы кассир много чего должен сделать (тот же пункт 9.3):
- до начала работы замок включения ККМ должен быть закрыт, а ключи
храниться у ответственного за финансовую деятельность предприятия;
- паспорт, карточка регистрации ККМ, ЖККМ, другие документы хранятся у
ответственного за финансовую деятельность предприятия;
- ответственный за финансовую деятельность предприятия обязан вместе
с кассиром (оператором) перед началом работы включить ККМ и убедиться в
том, что ежедневный фискальный отчет за прошедшие сутки (отчет
закрытия смены с накоплением фискальных данных
в энергонезависимую фискальную память) проведен и ЖККМ заполнен
правильно, если ежедневный фискальный
отчет не был проведен, провести его и оформить все документально
надлежащим образом;
- ответственный за финансовую деятельность предприятия выдает
кассиру (оператору) все необходимые для работы ключи от ККМ,
обеспечивает его купюрами и разменной монетой в количестве,
необходимом для расчетов с покупателями (клиентами),
но в пределах допустимого остатка денежных средств по кассе, а также
бумажными лентами, красящей лентой и другими расходными материалами,
предусмотренными для данного типа ККМ (под роспись);
- ответственный за финансовую деятельность предприятия дает указание
кассиру (оператору) о начале работы, убедившись в исправности ККМ и
готовности рабочего места к началу работы;
- кассир (оператор) перед началом регистрации продаж (оказанных
услуг) на ККМ обязан убедиться в исправности ККМ, проверить блокирующие
устройства, дату и время в ККМ, заправить чековую и контрольную ленты;
- ответственный за финансовую деятельность
предприятия и кассир (оператор) оформляют начало контрольной ленты,
указав на ней модель и заводской номер ККМ, дату и время начала
работы и заверяют это своими подписями;
- кассир (оператор), получив (под роспись) у ответственного за
финансовую деятельность предприятия купюры и разменную монету в
количестве, необходимом для расчетов с покупателями, должен вложить их в
денежный ящик, выполнив кассовую операцию \"служебное внесение
денег в кассу\";
- кассир (оператор) приступает к регистрации продаж после того, как
разместит дополнительно необходимый для работы инвентарь, установит со
стороны покупателя (клиента) табличку со своей фамилией и список цен.
А после окончания рабочего дня все кассиры должны сделать вот это:
9.6.5
Закончив оформление документов, кассир (оператор) производит
межремонтное обслуживание ККМ и готовит ее к следующему дню в
соответствии с требованиями руководства по эксплуатации
данной модели ККМ. Он должен быть снабжен следующими принадлежностями
по уходу за ККМ:
- щетками для чистки шрифтов чекопечатающего механизма;
- кистями для окраски подушек и валиков чекопечатающего механизма;
- пинцетами для изъятия застрявших чековых лент;
- формалином или другими средствами для периодической дезинфекции денежных ящиков ККМ.
9.6.6 После проведения технического обслуживания кассир (оператор):
- закрывает ККМ чехлом, предварительно отключив от питающей сети;
- сдает ключи от ККМ и кабины ответственному за финансовую деятельность предприятия на хранение под расписку.
Ну кто это делает? И есть ли в этом необходимость?
На многих предприятиях нет кассы как отдельного помещения. Но есть требование таковую иметь. А что делать малюсенькому бутику?
И ещё вот такое требование:
9.4.3 Кассиру (оператору) запрещается:
- допускать посторонних лиц в помещение кассы, допускать к ККМ
кого-либо, кроме ответственного за финансовую деятельность предприятия,
и с его разрешения - специалиста ЦТО
или контролирующего лица для проверки кассы;
- покидать кассовую кабину без уведомления ответственного за
финансовую деятельность предприятия и не отключив ККМ, не закрыв на ключ
ККМ и кассовую кабину, а покинув кассовую кабину, все ключи (от
кабины, от ККМ) должны находиться у кассира (оператора).
Т.е. кассир не может выйти в туалет, не предупредив ответственного за финансовую деятельность.
Это ли не устаревшие нормы, учитывая, что в небольших фирмах кассир, он же бухгалтер?
Комментариев нет:
Отправить комментарий