пятница, 20 апреля 2012 г.

Нужно ли вклеивать ежедневно в журнал ККМ Х-отчёт?

Постоянно поднимается этот вопрос после очередных проверок. Налоговая инспекция требует ежедневно делать перед началом работы (независимо от того, будут ли продажи или нет) Х-отчёт и подклеивать его в журнал ККМ.
Ссылаются на ПОЛОЖЕНИЕ Министерства Финансов Nr. 2407  от  24.07.1998 о порядке эксплуатации контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (Опубликован : 10.12.1998 в Monitorul Oficial Nr. 109-110). А именно, на пункт 9.3 
До начала регистрации продаж (оказанных услуг) на ККМ:
  
    - кассир (оператор)   до  начала  регистрации  продаж   регистрирует два-три  чека без обозначения суммы (нулевых) с целью проверки полноты и четкости печатания реквизитов на чековой и контрольной лентах.
Я не вижу указания на то, что эти, заметьте, не один, а 2-3 пустых чека должны храниться и подклеиваться в журнал ККМ, как например предусмотрено для фискального отчёта в пункте 9.6.2 Ответственный  за финансовую деятельность предприятия вместе с кассиром  (оператором)  вынимают  из ККМ (в  некоторых  портативных  ККМ распечатывают) использованную в течение дня контрольную ленту, оформляют конец  контрольной  ленты  так  же, как  ее  начало,  проводят  кассовую операцию  закрытия  смены  и  получают при этом ежедневный фискальный отчетный  чек.  В  первой части ЖККМ приклеивают  ежедневный  фискальный отчетный  чек,  во  второй  части ЖККМ  записывают  итоговые  данные  из ежедневного фискального  отчетного  чека  и  заверяют  запись   своими подписями.
Какие штрафы могут быть применены к предприятию в случае нераспечатывания невклеивания Х-отчёта ежедневно в журнал ККМ?
На мой взгляд никаких. Обратимся к "штрафным документам" - Налоговому кодексу и Кодексу о правонарушениях:

Статья 254 Налогового кодекса. Неиспользование контрольно-кассовых машин. Невыдача проездных билетов
(1) Осуществление деятельности налогоплательщиком и лицом, уполномоченным выдавать кассовый чек, при отсутствии контрольно-кассовых машин в случае, когда действующими нормативными актами предусмотрено их использование, влечет наложение штрафа в размере 10000 леев за каждый случай.
(2) Занятие деятельностью без использования имеющихся контрольно-кассовых машин либо с использованием неисправных, неопломбированных или незарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин влечет наложение штрафа в размере 10000 леев за каждый случай.
(21) Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автотранспортными средствами по пригородным, городским, междугородным или международным маршрутам без проездных билетов (проездной билет – кассовый чек, выданный контрольно-кассовой машиной с фискальной памятью или документ строгой отчетности с установленной ценой, изготовленный типографским способом в соответствии с действующими нормативными актами, зарегистрированный у транспортного агента) влечет наложение штрафа на налогоплательщика и уполномоченное лицо, зарегистрированное у транспортного агента, в размере 10000 леев за каждый случай нарушения.

(4) Повторное совершение нарушений, предусмотренных частями (1), (2) и (21), влечет наложение штрафа в размере 25000 леев. Совершение нарушений, указанных в частях (1), (2) и (21), в третий раз и более влечет наложение штрафа в размере 50000 леев за каждый случай.

Статья 293/1 Кодекса о правонарушениях. Нарушение правил использования контрольно-кассовых машин
(1) Использование контрольно-кассовых машин без фискальной памяти, неисправных, неопломбированных, не зарегистрированных в налоговом органе,
влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере 50 условных единиц.
(2) Повреждение или преднамеренное уничтожение контрольно-кассовой машины либо преднамеренная замена фискальной памяти или прикладной программы контрольно-кассовой машины влекут наложение штрафа на должностное лицо в размере 150 условных единиц.
(3) Повреждение, утеря, уничтожение, отсутствие узаконенного в установленном порядке журнала контрольно-кассовой машины для хронологической регистрации налоговых данных, хранящихся в фискальной памяти, либо его нерегулярное или неполное (недостаточное) заполнение
влекут наложение штрафа на должностное лицо в размере 50 условных единиц.
(4) Проведение расчетов с потребителями без использования имеющейся контрольно-кассовой машины, или выдача (оформление) кассового чека (платежного чека в случаях, предусмотренных нормативными актами) без всех обязательных элементов, или выдача (оформление) кассового чека (платежного чека в случаях, предусмотренных нормативными актами), стоимость которого не соответствует реально оплаченной сумме, или умышленное невручение кассового чека (платежного чека в случаях, предусмотренных нормативными актами) потребителю
влекут наложение штрафа в размере 50 условных единиц.
(5) Наличие излишка или недостатка денежных средств в кассете (лотке) для денег контрольно-кассовой машины или в другом месте, специально предназначенном для получения и временного хранения денежных средств от текущей деятельности, превышающего 1 условную единицу,
влечет наложение штрафа в размере 50 условных единиц.
(6) Нераспечатывание контрольных лент или их уничто-жение до истечения срока хранения (архивирования)
влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере 100 условных единиц.
(7) Отсутствие на видном месте информации, в которой обращается внимание потребителей на обязательность предъявления кассового чека при рассмотрении возможных жалоб,
влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере 75 условных единиц.
(8) Повреждение, утеря, уничтожение, отсутствие технической книги (паспорта), или регистрационной карточки, или журнала учета услуг технической поддержки контрольно-кассовой машины
влекут наложение штрафа на должностное лицо в размере 50 условных единиц.
(9) Осуществление деятельности по установке, ремонту, техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин без наличия соответствующего свидетельства о технической компетенции, или осуществление деятельности по установке, ремонту, техническому обслуживанию при наличии соответствующего свидетельства о технической компетенции с истекшим сроком действия, или неполное (ненадлежащее) оформление журнала учета услуг технической поддержки контрольно-кассовой машины
влекут наложение штрафа на физических лиц в размере 100 условных единиц и на должностных лиц в размере 150 условных единиц.
(10) Повторное совершение в течение текущего календарного года одного из правонарушений, предусмотренных в частях (2) и (9), лицом, на которое было наложено взыскание по этим нарушениям,
влечет наложение штрафа в размере 300 условных единиц.

Есть нерегулярное заполнение журнала. Но это значит невнесение фискальных отчётов в журнал.

Некоторые бухгалтера считают что штраф может быть за ненадлежащее ведение бухгалтерского учёта.

Статья 295 Кодекса о правонарушениях. Нарушение правил организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовых отчетов
(1) Невыполнение требований законодательства о выборе системы и формы ведения бухгалтерского учета, о применении бухгалтерской политики, а также необеспечение контроля за документированием экономических фактов и отражением их в бухгалтерском учете
влекут наложение штрафа на лицо, ответственное за организацию такого учета или контроля, в размере от 15 до 25 условных единиц.
(2) Несоблюдение установленных законодательством правил об отражении на счетах и в бухгалтерских регистрах экономических фактов
влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 5 до 10 условных единиц и на должностных лиц в размере от 15 до 25 условных единиц.
(3) Несоставление или несоблюдение требований оформления первичных документов и первичных документов строгой отчетности, их неполное или ненадлежащее оформление либо пропуск срока их представления в бухгалтерию
влекут наложение штрафа на лицо, ответственное за составление, подписание и представление первичных документов, в размере от 10 до 25 условных единиц.
(4) Представление в орган, уполномоченный по сбору финансовых отчетов, финансовых отчетов, не соответствующих установленной законодательством форме или не отражающих все установленные для этой формы данные, либо неполное представление или представление с ошибочными данными финансовых отчетов, либо непредставление таковых в установленный законодательством срок
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 условных единиц.
(5) Умышленное неисполнение после истечения срока, установленного законодательством для представления финансовых отчетов, письменного предписания органа, уполномоченного по сбору финансовых отчетов, о представлении отчета в установленный им срок
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 условных единиц.
(6) Представление в финансовых отчетах ошибочных показателей
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 условных единиц.
(7) Утрата, хищение или уничтожение бухгалтерских документов до истечения срока их хранения в соответствии с правилами, установленными Государственным органом надзора и управления архивным фондом Республики Молдова, или невосстановление их в предусмотренный законодательством трехмесячный срок со дня установления соответствующего факта
влекут наложение штрафа на физических лиц в размере от 10 до 15 условных единиц и на должностных лиц в размере от 20 до 30 условных единиц.
(8) Действия, предусмотренные частью (7), совершенные умышленно или после назначения наказания за совершение подобного правонарушения,
влекут наложение штрафа на физических лиц в размере от 50 до 70 условных единиц и на должностных лиц в размере от 150 до 300 условных единиц.

Х-отчёт не является первичным документом, поскольку не опосредует экономическую операцию. Основание: "Закон о бухгалтерском учёте". Поэтому эта статья тоже не подходит для штрафа.
В итоге я не нашла за что можно наказать налогоплательщика за нераспечатку Х-отчёта.

И муссируется этот вопрос вовсе не потому, что бухгалтера ленивы и принципиально не хотят исполнять закон. Просто наши законы и подзаконные акты имеют свойство, во-первых, быть далёкими от практики, а во-вторых, устаревать.
Так, если предприятие осуществляет расчёты наличными раз в год, то остальные 364 дня нужно тратить время и ленту на распечатывание Х-отчёта?
Кроме того, я расцениваю фразу "до начала регистрации продаж" так, что не в начале каждого дня я должна проверять исправность ККМ. Вот придёт клиент и я проверю. Окажется неисправным ККМ, сделаю запись в журнале ККМ и вызову техника. А покупателю выпишу bon de plată. Закон не нарушен. Штрафовать снова не за что.

И если быть уж совсем дотошным, то перед началом работы кассир много чего должен сделать (тот же пункт 9.3): 
  - до начала работы  замок включения ККМ должен быть закрыт, а  ключи храниться у ответственного за финансовую деятельность предприятия;
    - паспорт, карточка регистрации ККМ, ЖККМ, другие документы хранятся у ответственного за финансовую деятельность предприятия;
    - ответственный за финансовую деятельность предприятия обязан вместе с  кассиром (оператором) перед началом работы включить ККМ и убедиться в том,  что ежедневный фискальный отчет за прошедшие сутки (отчет закрытия смены  с  накоплением фискальных данных в  энергонезависимую  фискальную память)  проведен и ЖККМ заполнен правильно, если ежедневный  фискальный отчет  не  был  проведен,  провести его  и  оформить  все  документально надлежащим образом;
    - ответственный   за  финансовую  деятельность  предприятия   выдает кассиру   (оператору)   все  необходимые  для  работы  ключи   от   ККМ, обеспечивает  его купюрами и разменной монетой в количестве, необходимом для  расчетов  с  покупателями (клиентами), но  в  пределах  допустимого остатка  денежных средств по кассе, а также бумажными лентами,  красящей лентой  и  другими расходными материалами, предусмотренными для  данного типа ККМ (под роспись);
    - ответственный за финансовую деятельность предприятия дает указание кассиру  (оператору)  о  начале работы, убедившись в исправности  ККМ  и готовности рабочего места к началу работы;
    - кассир (оператор)  перед  началом  регистрации  продаж  (оказанных услуг)  на ККМ обязан убедиться в исправности ККМ, проверить блокирующие устройства, дату и время в ККМ, заправить чековую и контрольную ленты;
    - ответственный  за  финансовую  деятельность предприятия  и  кассир (оператор)  оформляют  начало контрольной ленты, указав на ней модель  и заводской  номер  ККМ, дату и время начала работы и заверяют это  своими подписями;
 - кассир (оператор),  получив  (под  роспись)  у  ответственного  за финансовую   деятельность  предприятия  купюры  и  разменную  монету   в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, должен вложить их в денежный  ящик,  выполнив кассовую операцию \"служебное внесение денег  в кассу\";
    - кассир (оператор)  приступает к регистрации продаж после того, как разместит  дополнительно необходимый для работы инвентарь, установит  со стороны покупателя (клиента) табличку со своей фамилией и список цен. 
А после окончания рабочего дня все кассиры должны сделать вот это: 

9.6.5 Закончив  оформление документов, кассир (оператор)  производит межремонтное   обслуживание  ККМ  и  готовит  ее  к  следующему  дню   в соответствии  с  требованиями руководства по эксплуатации данной  модели ККМ. Он должен быть снабжен следующими принадлежностями по уходу за ККМ:
    - щетками для чистки шрифтов чекопечатающего механизма;
    - кистями для окраски подушек и валиков чекопечатающего механизма;
    - пинцетами для изъятия застрявших чековых лент;
    - формалином  или  другими средствами для периодической  дезинфекции денежных ящиков ККМ.
    9.6.6 После проведения технического обслуживания кассир (оператор):
    - закрывает ККМ чехлом, предварительно отключив от питающей сети;
    - сдает ключи   от   ККМ  и  кабины  ответственному  за   финансовую деятельность предприятия на хранение под расписку.
Ну кто это делает? И есть ли в этом необходимость? 
На многих предприятиях   нет кассы как отдельного помещения. Но есть требование таковую иметь. А что делать малюсенькому бутику?
И ещё вот такое требование:
9.4.3 Кассиру (оператору) запрещается:
    - допускать посторонних  лиц  в  помещение кассы,  допускать  к  ККМ кого-либо,  кроме ответственного за финансовую деятельность предприятия, и  с  его  разрешения  - специалиста ЦТО или  контролирующего  лица  для проверки кассы;
    - покидать кассовую   кабину   без  уведомления  ответственного   за финансовую деятельность предприятия и не отключив ККМ, не закрыв на ключ ККМ  и кассовую кабину, а покинув кассовую кабину, все ключи (от кабины, от ККМ) должны находиться у кассира (оператора).
Т.е. кассир не может выйти в туалет, не предупредив ответственного за финансовую деятельность.
Это ли не устаревшие нормы, учитывая, что в небольших фирмах кассир, он же бухгалтер?

Комментариев нет:

Отправить комментарий