Многие предприятия хотели бы стимулировать работников путём предоставления бесплатного питания, организации каких-либо корпоративных мероприятий, спонсирования для своих работников походов в спортивные клубы. Идеи приятные, но реализация так пугает, что от благих намерений предприятия отказываются. Дело в том, что данные расходы мало того что являются невычитаемыми для предприятия, НДС в зачёт взять невозможно, да ещё у работника возникает дополнительный доход и, как следствие, расход в виде налогов и сборов.
Улучшение условий труда
существенно влияет на повышение производительности труда работников. Выполнение любой
работы в течение продолжительного времени сопровождается утомлением, проявляемым в снижении работоспособности человека. Наряду с
физической и умственной работой значительное воздействие на утомление
оказывает и окружающая производственная среда, т.е. условия, в которых
протекает его работа. Т.о., нормальное питание в середине рабочего дня, спортивные мероприятия по окончании работы, различные коллективные развлекательные мероприятия не только способствуют укреплению здоровья работников, но и улучшают микроклимат и командный дух на предприятии.
Видимо, на законодательном уровне этого не понимают. Вспоминается анекдот: При проверке налоговые инспектора сказали, что расходы на воду в кулере не могут относится на расходы, сами при этом попивали этой воды. Директор забрал кулер к себе в кабинет и сказал, чтоб пили из крана.
Вот фотографии офиса Google в Цюрихе (фото с сайтов http://habrahabr.ru/post/138694/ и http://trinixy.ru/2008/04/28/ofis_google_v_cjurikhe_50_shtuk.html):
Комнаты отдыха и расслабления:
Как вы думаете, когда работники компании Google едят суши, у них удерживают подоходный налог и взносы на медицинское страхование из зарплаты? Когда они расслабляются в комнате для отдыха, они за это платят ГОСУДАРСТВУ налог? Когда предприятие позволяет работникам играть на биллиарде, рассчитывается ли стоимость использования данного имущества предприятия и удерживается ли впоследствии некая сумма из зарплаты работника?
Но это у Них, а вот что у нас.
Предприятие при покупке обедов для своих работников у предприятий общественного питания или при оплате за организацию досуга соответствующим поставщикам, НДС в зачёт взять не может. Это первый минус.
Статья 102. Зачет НДС на приобретаемые товарно-материальные
ценности, услуги
(1) Субъектам налогообложения, зарегистрированным
согласно статьям 112 и 112/1, при уплате НДС в бюджет разрешается зачет
уплаченной или подлежащей уплате поставщикам-плательщикам НДС суммы НДС на
товарно-материальные ценности, услуги, приобретаемые (в том числе передаваемые
при реализации договора комиссии) для осуществления облагаемых поставок в
процессе предпринимательской деятельности.
(5) Уплаченная или подлежащая уплате сумма НДС на товарно-материальные
ценности, услуги, приобретаемые субъектом налогообложения для организации
развлекательных мероприятий, не входящих в сферу его предпринимательской
деятельности, не подлежит зачету и относится на затраты или расходы.
На расходы отнести невозможно (а подоходный налог - то уже 12 %):
Статья 24. Вычеты расходов, связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности
(1) Разрешается вычет обычных и
необходимых расходов, оплаченных или понесенных налогоплательщиком в течение
налогового года исключительно в целях осуществления предпринимательской
деятельности.
Налоговая инспекция конечно не признает это как необходимый расход. Ну за исключением случаев, когда предприятие обязано согласно Трудовому кодексу кормить работников.
Долго не могли определиться Налоговая инспекция с Министерством финансов, нужно или не нужно выписывать налоговую накладную (накладную) на каждого работника на стоимость обедов, например. Хотя поставка в этом случае отсутствует. Ссылались на статью 117/1 часть (10) Рефактурирование компенсируемых расходов осуществляется путем включения их
отдельной строкой в налоговую накладную на поставку товаров, услуг. В случае,
когда поставка товаров, услуг отсутствует, рефактурирование компенсируемых
расходов осуществляется путем выписки налоговой накладной с указанием только
этих расходов.
Но вот на сайте http://contabilsef.md опубликовано письмо Министерства Финансов (http://contabilsef.md/newsview.php?l=ro&idc=13&id=5280&parent=0). Посвящено оно было оформлению выписки трудовых книжек, а в конце (видимо по аналогии) упомянуты и расходы на питание. Привожу здесь только этот абзац (и только на государственном языке есть):
Pentru cheltuielile
aferente serviciilor de telefonie, mobilă, plăţilor pentru prînz, valorii
uniformei de serviciu şi altor cheltuieli personale, compensate de către
angajat, se întocmeşte un registru (listă) cu indicarea informaţiei specifice
pe fiecare angajat şi semnătura acestuia, în baza căruia, la sfîrşitul lunii se
eliberează documentul primar cu regim special „factura" în care se vor
indica doar cheltuielile aferente compensării. Achitarea cheltuielilor
personale ale angajaţilor se poate efectua prin reţineri din salariu sau prin
încasarea numerarului în casierie sau la contul curent.
Astfel, suma TVA
aferentă mărfurilor/serviciilor compensate de către angajaţi nu se trece în
contul datoriilor privind taxa pe valoarea adăugată şi respectiv valoarea mărfurilor/serviciilor compensate nu constituie
obiect impozabil.
Таким образом, выписывается простая Накладная, а не налоговая накладная. Расходы вносятся в лист и каждый работник подписывается и подтверждает, сколько кусочков хлеба он съел и на какую сумму борщом отобедал. Неудобно, неточно, увеличивается документооборот и снова нагрузка на бухгалтера.
В остальном, видимо, всё остаётся по-прежнему, и возникают неудобства у работника. Ведь мало того, что государство уже наказало налогами предприятие за добрые порывы как-то улучшить условия труда и жизни своих работников, так ещё и работник опять же остался должен государству. Но почему государству? Ведь облагодетельствовало работника предприятие. Государство мало того что жизнь делает не легче, а наоборот, так ещё и налог забирает за то хорошее, что сделало не оно, не государство, а предприятие, понеся при этом несправедливое наказание.
Статья 19 Налогового Кодекса. Льготы, предоставляемые работодателем
К
облагаемым налогом льготам, предоставляемым работодателем, относятся:
а) выплаты, осуществляемые работодателем в целях возмещения личных
расходов работника , а также выплаты в пользу работника, осуществленные другим
лицам, за исключением выплат в бюджет государственного социального страхования и
взносов по обязательному государственному страхованию.
Статья 18 Налогового Кодекса. Источники дохода, облагаемые налогом
В
валовой доход включаются:
с) ... льготы, предоставляемые работодателем...
Итак, будьте добры удержать из заработной платы работника подоходный налог (в большинстве случаев будет уже по 18 %).
Законом № 1593-XV от 26 декабря 2002 года (Monitorul Oficial № 18-19 от 8 февраля 2003
года) предусмотрено:
Взносы обязательного медицинского страхования - фиксированная сумма или
взнос, установленный в процентном отношении к заработной плате, другим выплатам,
которые застрахованный обязан платить страхователю за принятие риска лица,
застрахованного согласно законодательству.
(Приложение 1)
Категории плательщиков
взносов обязательного медицинского страхования, исчисленных в процентном отношении к заработной плате и другим выплатам
взносов обязательного медицинского страхования, исчисленных в процентном отношении к заработной плате и другим выплатам
1. Работодатели.
3. Предприятия, учреждения и организации, независимо от вида собственности и
организационно-правовой формы, физические лица, публичные нотариусы и адвокаты,
которые выплачивают физическим лицам или в их пользу другие
выплаты.
4. Физические лица, которые получают другие выплаты.
4. Физические лица, которые получают другие выплаты.
Очень широкий перечень. Охватили всех и вся.
Статьёй 3 вышеуказанного закона уточняется понятие другие выплаты - любая другая сумма, кроме заработной платы,
выплаченная работодателем в пользу его работника, а также другие платежи и
доходы, выплаченные физическим лицам, за исключением предусмотренных в
приложении 3, на которые не начисляются взносы обязательного медицинского
страхования.
Т.е. неудобства возникают уже и у работодателя и у работника. 3,5 % каждый отдаёт государству.
Итого, посчитали расходы? Невыгодно. Да ещё и не знаешь какими документами всё это оформлять.
Но помимо всего вышеперечисленного возникает вопрос чисто практического характера. Например, на корпоративном мероприятии, оплаченном работодателем, был накрыт стол. Никто не знает, сколько кусков хлеба съел каждый работник, а сколько чая выпил. Бухгалтер не может носиться вокруг стола и считать отправляемое в рот сотрудниками, дабы потом рассчитать, сколько же приходится из общей стоимости мероприятия на каждого работника и сколько налогов удержать соответственно. Министерство предложило вести учётную ведомость, в которой каждый будет расписываться за те объёмы пищи, что поглотил. А разницу между данными по ведомостями и общим оплаченным количеством, бухгалтер будет "раскидывать" на всех дополнительно. Ну как с водой у нас Apa Canal делает. Проблема в том, что даже без корпоративного мероприятия, работник должен запоминать, что он ел на обед, тут же после обеда являться в бухгалтерию и за этот день всё перечислять, проставлять стоимость и расписываться. А потом за месяц всё это будет подсчитываться. Пора нанимать отдельного работника на этот неблагодарный участок бухгалтерской нивы. Хорошо, если работники питаются по талонам с фиксированной стоимостью обеда. Так уже легче считать льготу.
Кроме того, я считаю, что для государства было бы как раз выгоднее, если бы работодатели заключали договора с предприятиями общественного питания, спортивными клубами, оплачивали официально их услуги и получали налоговые накладные. Это способствовало бы выходу из тени предприятий сферы питания и услуг, увеличению поступлений в бюджет и НДС и подоходного налога с предпринимательской деятельности. И работники после пробежки и активного отдыха работали бы лучше, были здоровее, вовремя и правильно питались и тем самым работали лучше. А это снова увеличение объёмов поставок и подоходный налог с НДС-ом в бюджет.
Прочла с большим интересом, и полностью согласна с Вашими доводами.
ОтветитьУдалитья тоже согласный
ОтветитьУдалить