В Официальном Мониторе за 17 и 24 января 2014 года были опубликованы 3 нормативных акта, вступающих в силу с 1 января 2014 года. Не говоря уже о том, что Монитор от 31 декабря 2013 года начали доставлять экономическим агентам только после обеда 3 января 2014 года.
Даже с позиции логики это недопустимо, так как выдавая заработную плату 2 января, я не могу знать, что 17 января будет опубликован закон, который меняет мою процедуру от 2 января.
ЗАКОН Nr. 780 от 27.12.2001 о законодательных актах
Статья 46. Действие законодательного акта и отсутствие у него обратной силы
(1) Законодательный акт действует только в период, в течение которого он обладает силой, и не может иметь обратной силы или применяться после прекращения его действия.
(2) Обратную силу имеют только законодательные акты, смягчающие ответственность.
Опубликованные с "опозданием" нормативные акты не содержали норм о смягчении ответственности. К сожалению, большого резонанса в обществе такие факты не вызывают.
Итак, о каких нормативных актах идёт речь.
Закон о фондах обязательного медицинского страхования на 2014 год:
|
Взносы на медицинское страхование увеличены на 0,5+0,5 % от работодателя и работника соответственно.
Я всегда была противником перерасчёта взносов на медицинское страхование от работодателя при выплате заработной платы в январе следующего года за декабрь предыдущего, в случаях увеличения ставок.
Работодатель начисляет взносы одновременно с начислением заработной платы по принципу начисления. Если же мы делаем перерасчёт взносов в другом периоде, это означает, что применяется уже не принцип начисления, а кассовый метод, как и у работников. Двойные стандарты.
Коллеги, впрочем, меня не поддерживают, и ссылаются на статью 17 Закона № 1585 от 27.02.1998 об обязательном медицинском страховании:
(1) Взнос обязательного медицинского страхования – это фиксированная сумма или установленный в процентом отношении к заработной плате, другим выплатам тариф, которые страхователь обязан уплатить страховщику за принятие застрахованного риска лица согласно законодательству.
Да, взносы медицинского страхования определяются на такой-то год. Но и бюджет социального принимается со ставками на 2012, 2013, 2014 год (хотя там более чётко написано о том, что взнос исчисляется от начисленной заработной платы). И при изменении ставок мы не пересчитываем взносы в следующем году.
Безусловно, лучше доначислить взносы, несмотря на позднее опубликование ставок и сомнения в необходимости такого доначисления, так как отчёт MED за 1 квартал 2014 года с "перекосом" система налоговой инспекции просто не примет.
Принципиальность в нашем деле иногда чревата штрафными санкциями.
Неприятный для меня нормативный акт: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 1034 от 20.12.2013 об утверждении изменений и дополнений, которые вносятся в Положение об условиях назначения, порядке исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и других пособий социального страхования
С 1 января 2014 года Пособие по материнству застрахованным женщинам, женам, находящимся на содержании у застрахованных мужей, назначается территориальными органами социального страхования.
Первое, что меня возмущает в данном Постановлении Правительства - это то, что беременной женщине на 7 месяце придётся бегать вначале по местам своей работы, чтобы собрать справки, а затем по органам социального страхования, собирая вирусы и бактерии в местах большого скопления народа. Не говоря уже о том, что это просто тяжело в таком положении.
Кроме того, по новому положению, в случае, когда необходимо проверить достоверность предъявленных документов с основного места работы или по совместительству, подтверждающие трудоустройство, период страхового стажа, существование и размер застрахованного дохода, установление пособия приостанавливается до проверки предъявленных документов и рассматривается в период, который не может превышать 30 календарных дней с момента установления необходимости дополнительного рассмотрения.
Следующий момент. Назначенное пособие по материнству не перерасчитывается в результате измененных данных, внесенных в личный счет, и/или предоставления после назначения пособия по материнству дополнительных или измененных Деклараций Rev-5.
Т.е., работодатель не имеет право совершить ошибку? У предприятия есть право предоставлять исправленные отчёты. Почему не пересчитать пособие хотя бы в случаях, когда в результате исправленной ошибки, оно может быть увеличено?
Думаю, что все эти изменения в порядке предоставления пособий по материнству дадут почву для злоупотреблений. Будут отказывать в выплате пособия под любыми предлогами. А у женщины в её положении (да и после родов с маленьким ребёнком на руках) элементарно не будет сил 10 раз приходить в органы социального страхования, выстаивать очереди или подавать суд и оспаривать решение об отказе в выплате пособий. Многие откажутся от положенных им денег, что видимо и нужно бюджету социального страхования.
Скорее всего, первыми под удар попадут программисты и жёны, находящиеся у них на содержании. Касса социального страхования осуществит давнюю мечту, и незаконно будет устанавливать расчёт пособий по материнству от 2-х, а не от 5 -ти среднемесячных зарплат по экономике. А далее, идите в суд, доказывайте, что вы правы. Опять же, кто пойдёт в суд, а кто откажется от споров с государственными органами.
Женщины на бухгалтерских форумах тут же упомянули, что государство не заботится о демографическом положении в стране. Я вижу ситуацию под несколько другим углом.
Когда женщина решает рожать ребёнка, меньше всего она думает о демографическом положении в стране. А если она не хочет рожать, то никакие увещевания со стороны государства о том, что нужно как-то компенсировать отрицательный прирост населения, не заставит женщину помогать государству в этом вопросе.
Но. Мы все делаем отчисления из заработной платы в различные фонды страхования, работодатели делают отчисления. Женщина не просит от государства ей помочь, не говорит о материнском капитале, подарке в виде квартиры её семье. Она требует то, что ей причитается по закону и то что она заработала честным трудом. Не более того. В противном случае, каждый гражданин страны поймёт, что с этим государством дел лучше не иметь, ибо отчисляй-не-отчисляй, а на пенсию или больничный всё равно можешь не рассчитывать. Возникает резонный вопрос: "А зачем отчислять? Уж лучше самому скопить и сумма получится больше, и унижаться не будешь, бегая с протянутой рукой по органам, представляя тонны справок".
ЗАКОН Nr. 329 от 23.12.2013 о бюджете государственного социального страхования на 2014 год
Несмотря на то, что нас "пугали" ежемесячной сдачей отчёта 4 - БАСС, срок, напротив, даже продлили:
Приложение № 3:
3. Указанные в настоящем
приложении плательщики, за исключением определенных в пункте 1.6, обязаны
представлять декларации о начислении и использовании взносов обязательного
государственного социального страхования по форме 4-BASS следующим образом:
a) плательщики, определенные в пунктах 1.1, 1.2,
1.3, 1.4, а также в пункте 1.5, в том числе за наемных работников, исключая
плательщиков, указанных в подпункте b) настоящего пункта, –
ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
И отчёты REV 5 будут сдаваться не в сроки сдачи отчёта 4 БАСС, а до конца месяца, следующего за отчётным кварталом:
9. Плательщики в бюджет государственного социального страхования представляют сле-дующие документы по ведению индивидуального учета:
9.2) декларацию застрахованного лица за 2014 год – плательщики, указанные в пунктах 1.1.–1.4. настоящего приложения, – ежеквартально, на электронном носителе, до конца месяца, следующего за отчетным кварталом.
Такие изменения радуют.
Размеры взносов не изменились. Следует только обратить внимание на то, что увеличится годовая расчетная база индивидуальных взносов обязательного государственного социального страхования, поскольку прогнозируемая среднемесячная заработная плата по экономике на 2014 год увеличилась до 4225 леев. (http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=350754&lang=2)
Думали ,думали и наконец придумали.Создаётся впечатление,что власти Молдовы намеренно принимают законы для ухудшения и без того тяжёлой жизни для большинства граждан Молдовы.Хотя Конституция говорит о другом.Какие же вы господа звери.
ОтветитьУдалить