Меня всегда интересовал вопрос: как успешные страны пришли к нынешнему уровню развития экономики, снижению коррупции, искоренению преступности? Думаю, стоит заимствовать у других лучшее, изучая, как решаются те или иные вопросы. Пикассо говорил: «Хорошие художники копируют, великие — воруют». Не думаю, что стеснение - это хорошая тактика, если речь идёт о благополучии целой страны. Итак, что можно позаимствовать у Сингапура? Опыт борьбы с коррупцией.
Организация Transparency International, отслеживающая уровень коррупции в мире, в 2009 г. поместила остров Сингапур на ТРЕТЬЕ место в своём рейтинге. (**В 2012 году - пятое место.) То есть страна находится на одном уровне с Норвегией и Данией, в числе пяти наименее коррумпированных государств мира.
(** Для сравнения. Молдова по результатам 2012 года находится на 94-м месте наравне с Индией и Монголией).
Взяточничество здесь отсутствует как таковое: чиновники не берут мзду, суды эффективны, а бизнесмены никому не платят откатов. Сказка? Но ещё в шестидесятые годы ничего подобного не наблюдалось: казалось, Сингапур безнадёжно погряз в коррупции. Полиция вымогала деньги у торговцев, и даже школьные учителя брали «подарки»: конверты с хрустящим содержимым. Самые ничтожные проблемы без взятки не решались.
75 процентов населения Сингапура - китайцы, а у них испокон веку так сложилось: идёшь к чиновнику - захвати «презент». Да и сами слуги народа считали взятку нормой жизни. Даже врачи «скорой» наживались, доставляя больного в «правильную» больницу. Почему же всё изменилось практически в одночасье?
Сингапур — страна, победившая коррупцию буквально за 40 с небольшим лет. При этом удалось не только избежать массовых расстрелов чиновников, как в Китае, но и даже обойтись без особо жестких репрессий.
Когда британцы в середине 50-х годов покинули свою колонию — Сингапур, гражданам Сингапура досталась очень слабая законодательная база, практически необразованное население, низкие зарплаты, непрозрачная экономика, повсеместная коррупция. И крайне смутные перспективы. Ли Куан Ю вместе со своей партией «Народное действие» выиграл выборы и стал премьер-министром, именно он стал символом борьбы с коррупцией, лозунгом которого был: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников».
Как вы уже поняли, одной из первых задач, которой занялась команда Ли Куан Ю, стало уничтожение коррупции и повышения доверия и уважения к государству среди населения.
Антикоррупционная кампания состояла из четырех элементов, первым из которых стало создание мощной независимой службы по борьбе с коррупцией. От британского колониального правительства осталось Бюро по расследованию коррупции — БРК (Corrupt Practices Investigation Bureau), но его полномочия были крайне путаны, и занимались его сотрудники очень мелкими делами в нижних и средних эшелонах полиции, среди инспекторов, контролировавших лоточную торговлю, инспекторов по землеустройству и т.д. Ли Куан Ю значительно усилил БРК, переподчинил его премьеру Сингапура и наделил поистине безграничными полномочиями.
Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей! Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование. Расследования БРК были сосредоточены на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. С мелкими чиновниками-жуликами боролись путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни. (* Я всегда говорила, что не берут взятки там, где их не дают. А не дают там, где нет смысла что-то решать "левым" путём, потому что и так всё просто и прозрачно.) Параллельно судам было предоставлено право конфисковывать доходы, полученные в результате коррупции
В 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличили с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10 тысяч сингапурских долларов. Причем БРК не раз проводило расследования и в адрес самого Ли Куан Ю, и в адрес его семьи, но результатов они не имели. За время деятельности БРК было посажено несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний.
Вот один из эпизодов, как власти Сингапура призывали к ответу высокопоставленных чиновников. Ви Тун Бун был министром министерства охраны окружающей среды в 1975 году, когда он совершил поездку в Индонезию со своей семьей. Поездка была оплачена подрядчиком, строившим жилье, интересы которого он представлял перед государственными служащими. Он также получил от этого подрядчика особняк стоимостью 500 тысяч сингапурских долларов, а также два кредита на имя его отца на общую сумму 300 тысяч сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке, которые были выданы под гарантии этого подрядчика. Он был обвинен, осужден и приговорен к четырем годам и шести месяцам тюрьмы. Он обжаловал приговор, но обвинение было оставлено в силе, хотя срок заключения и был уменьшен до 18 месяцев.
Второй элемент антикоррупционной программы: в Сингапуре была фактически введена презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации. В 1960 г. был принят закон, который позволял считать доказательством взятки то, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, как подтверждение того, что обвиняемый получал коррупционные доходы.
Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы. В случае, если вина чиновника доказана, то его имущество подлежит конфискации, чиновник платит огромный штраф, садится в тюрьму на достаточно приличный срок. При этом его семья считается опозоренной, и никто из членов семьи хорошую работу в Сингапуре найти не сможет.
Третий элемент — были радикально повышены зарплаты чиновников. Ли Куан Ю утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это, представляя собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия.
Повышение зарплат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты. Когда в стране начался быстрый экономический подъем, заработная плата чиновников начала расти пропорционально доходам частного сектора. Госслужащим и судьям, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня топ-менеджеров частных корпораций. Первоначально заработная плата была установлена фиксировано на высоком уровне.
Ли Куан Ю посчитал эту систему неэффективной и предложил новую, согласно которой пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал бы автоматическим, привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемых частным сектором. Сама формула расчета заработной платы, которая работает до сих пор, выглядит так: уровень оплаты труда чиновника определялся как 2/3 дохода работников частного сектора сопоставимого ранга, показанного ими в налоговых декларациях.
Хотя сингапурские чиновники стали бояться потерять высокооплачиваемую работу, реформа дала плоды далеко не сразу. Выяснилось: иногда, даже имея кучу денег, человек не может удержаться от соблазна хапнуть ещё чуть-чуть. Чиновника арестовывают, на допросе спрашивают: «Зачем ты взял? Это же мелочь, ты получаешь в десять раз больше!» А тот и ответить не может - сам ведь не понимает.
Правительство задумало сделать профессию чиновника не только высокооплачиваемой, но и уважаемой. В Сингапуре на государственном уровне проповедуется принцип меритократии. Путь наверх открывается перед самыми умными, прогрессивно мыслящими и способными. За это отвечает Агентство по борьбе с коррупцией. Вербовка происходит еще в школе, а дальше будущую элиту ведут: помогают поступить в университет, отправляют на учебу и стажировку за границу, поощряют успехи. Так постепенно чиновничий аппарат обновлялся правильно выученными и воспитанными кадрами, многие из которой пополняли ряды агентства.
Четвертый элемент — формирование независимых, объективных СМИ, освещавших все найденные факты коррупции. Чиновник, пойманный на чрезмерных расходах, взятке, сразу же становится «героем» первых полос.
Сингапурский рецепт прост - посадите в тюрьму десять министров, остальные уяснят: брать взятки опасно. Раньше за решётку попадали только мелкие сошки, и народ правительству не верил.
Теперь в Сингапуре политик носит платиновые часы, но все знают: он купил их на зарплату. В Бюро по расследованию коррупции может позвонить любой - «горячая линия» работает круглосуточно. Охотно принимаются и анонимные жалобы. С одной стороны, это плохо: чиновника замучают проверками. А с другой - ты знаешь, на какую должность шёл и какие деньги тебе платят, поэтому терпи. Честному человеку бояться нечего. Волокита в учреждениях Сингапура отсутствует - запросы в министерства шлют по Интернету, в электронном формате. Суды работают чётко и быстро. Есть, например, Суд малых жалоб (Small Claims Court): он занимается делами туристов, если их вдруг обманули при покупке. Заседание суда назначают уже на следующий день. Нет волокиты - отпадает и сам повод дать взятку.
В таких условиях нечестному на руку человеку нет смысла идти в политику и на госслужбу. В любой момент можешь стать «героем» новостей и сесть на долгий срок в тюрьму, потеряв всё. Хлопотно, неспокойно. Но зато человеку, который просто хочет хорошо работать, есть смысл пойти в гос. чиновники. Зарплата неплохая, такое же место работы, как и в частной фирме.
А с помощью конфискованного имущества у недобросовестных чиновников, можно поднимать экономику. Не нашла информации, что делается с этим имуществом в Сингапуре, потому приведу позитивный, в этом смысле, опыт Италии. В экспроприированных домах размещали государственные учреждения: больницы, суды, полицейские участки. На бутылках с вином, которое было изготовлено из выращенного на конфискованных землях винограда, демонстративно красовалась надпись: «Сделано на винограднике, отобранном у мафии». Деньги коррупционеров направляли в социальную сферу и сельское хозяйство. Это был очень продуманный пиар-ход, который усилил общественную поддержку антикоррупционной кампании.
__________________________________________
*Статья подготовлена по материалам из следующих источников информации:
http://topwar.ru/28022-kak-pobedili-korrupciyu-v-singapure.html
http://hvylya.org/analytics/politics/kak-pobedili-korruptsiyu-v-singapure.html
http://newsland.com/news/detail/id/567923/
http://www.transparency.org/cpi2012/results
http://hbr-russia.ru/issue/31/177/
Организация Transparency International, отслеживающая уровень коррупции в мире, в 2009 г. поместила остров Сингапур на ТРЕТЬЕ место в своём рейтинге. (**В 2012 году - пятое место.) То есть страна находится на одном уровне с Норвегией и Данией, в числе пяти наименее коррумпированных государств мира.
(** Для сравнения. Молдова по результатам 2012 года находится на 94-м месте наравне с Индией и Монголией).
Взяточничество здесь отсутствует как таковое: чиновники не берут мзду, суды эффективны, а бизнесмены никому не платят откатов. Сказка? Но ещё в шестидесятые годы ничего подобного не наблюдалось: казалось, Сингапур безнадёжно погряз в коррупции. Полиция вымогала деньги у торговцев, и даже школьные учителя брали «подарки»: конверты с хрустящим содержимым. Самые ничтожные проблемы без взятки не решались.
75 процентов населения Сингапура - китайцы, а у них испокон веку так сложилось: идёшь к чиновнику - захвати «презент». Да и сами слуги народа считали взятку нормой жизни. Даже врачи «скорой» наживались, доставляя больного в «правильную» больницу. Почему же всё изменилось практически в одночасье?
Сингапур — страна, победившая коррупцию буквально за 40 с небольшим лет. При этом удалось не только избежать массовых расстрелов чиновников, как в Китае, но и даже обойтись без особо жестких репрессий.
Когда британцы в середине 50-х годов покинули свою колонию — Сингапур, гражданам Сингапура досталась очень слабая законодательная база, практически необразованное население, низкие зарплаты, непрозрачная экономика, повсеместная коррупция. И крайне смутные перспективы. Ли Куан Ю вместе со своей партией «Народное действие» выиграл выборы и стал премьер-министром, именно он стал символом борьбы с коррупцией, лозунгом которого был: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников».
Как вы уже поняли, одной из первых задач, которой занялась команда Ли Куан Ю, стало уничтожение коррупции и повышения доверия и уважения к государству среди населения.
Антикоррупционная кампания состояла из четырех элементов, первым из которых стало создание мощной независимой службы по борьбе с коррупцией. От британского колониального правительства осталось Бюро по расследованию коррупции — БРК (Corrupt Practices Investigation Bureau), но его полномочия были крайне путаны, и занимались его сотрудники очень мелкими делами в нижних и средних эшелонах полиции, среди инспекторов, контролировавших лоточную торговлю, инспекторов по землеустройству и т.д. Ли Куан Ю значительно усилил БРК, переподчинил его премьеру Сингапура и наделил поистине безграничными полномочиями.
Лишить чиновников неприкосновенности
Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей! Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование. Расследования БРК были сосредоточены на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. С мелкими чиновниками-жуликами боролись путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни. (* Я всегда говорила, что не берут взятки там, где их не дают. А не дают там, где нет смысла что-то решать "левым" путём, потому что и так всё просто и прозрачно.) Параллельно судам было предоставлено право конфисковывать доходы, полученные в результате коррупции
В 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличили с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10 тысяч сингапурских долларов. Причем БРК не раз проводило расследования и в адрес самого Ли Куан Ю, и в адрес его семьи, но результатов они не имели. За время деятельности БРК было посажено несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний.
Без компромиссов
Вот один из эпизодов, как власти Сингапура призывали к ответу высокопоставленных чиновников. Ви Тун Бун был министром министерства охраны окружающей среды в 1975 году, когда он совершил поездку в Индонезию со своей семьей. Поездка была оплачена подрядчиком, строившим жилье, интересы которого он представлял перед государственными служащими. Он также получил от этого подрядчика особняк стоимостью 500 тысяч сингапурских долларов, а также два кредита на имя его отца на общую сумму 300 тысяч сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке, которые были выданы под гарантии этого подрядчика. Он был обвинен, осужден и приговорен к четырем годам и шести месяцам тюрьмы. Он обжаловал приговор, но обвинение было оставлено в силе, хотя срок заключения и был уменьшен до 18 месяцев.
Жить по средствам
Второй элемент антикоррупционной программы: в Сингапуре была фактически введена презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации. В 1960 г. был принят закон, который позволял считать доказательством взятки то, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, как подтверждение того, что обвиняемый получал коррупционные доходы.
Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы. В случае, если вина чиновника доказана, то его имущество подлежит конфискации, чиновник платит огромный штраф, садится в тюрьму на достаточно приличный срок. При этом его семья считается опозоренной, и никто из членов семьи хорошую работу в Сингапуре найти не сможет.
Большая зарплата как залог порядочности
Третий элемент — были радикально повышены зарплаты чиновников. Ли Куан Ю утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это, представляя собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия.
Повышение зарплат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты. Когда в стране начался быстрый экономический подъем, заработная плата чиновников начала расти пропорционально доходам частного сектора. Госслужащим и судьям, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня топ-менеджеров частных корпораций. Первоначально заработная плата была установлена фиксировано на высоком уровне.
Ли Куан Ю посчитал эту систему неэффективной и предложил новую, согласно которой пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал бы автоматическим, привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемых частным сектором. Сама формула расчета заработной платы, которая работает до сих пор, выглядит так: уровень оплаты труда чиновника определялся как 2/3 дохода работников частного сектора сопоставимого ранга, показанного ими в налоговых декларациях.
Хотя сингапурские чиновники стали бояться потерять высокооплачиваемую работу, реформа дала плоды далеко не сразу. Выяснилось: иногда, даже имея кучу денег, человек не может удержаться от соблазна хапнуть ещё чуть-чуть. Чиновника арестовывают, на допросе спрашивают: «Зачем ты взял? Это же мелочь, ты получаешь в десять раз больше!» А тот и ответить не может - сам ведь не понимает.
Правительство задумало сделать профессию чиновника не только высокооплачиваемой, но и уважаемой. В Сингапуре на государственном уровне проповедуется принцип меритократии. Путь наверх открывается перед самыми умными, прогрессивно мыслящими и способными. За это отвечает Агентство по борьбе с коррупцией. Вербовка происходит еще в школе, а дальше будущую элиту ведут: помогают поступить в университет, отправляют на учебу и стажировку за границу, поощряют успехи. Так постепенно чиновничий аппарат обновлялся правильно выученными и воспитанными кадрами, многие из которой пополняли ряды агентства.
Фактор СМИ
Четвертый элемент — формирование независимых, объективных СМИ, освещавших все найденные факты коррупции. Чиновник, пойманный на чрезмерных расходах, взятке, сразу же становится «героем» первых полос.
Сингапурский рецепт прост - посадите в тюрьму десять министров, остальные уяснят: брать взятки опасно. Раньше за решётку попадали только мелкие сошки, и народ правительству не верил.
Теперь в Сингапуре политик носит платиновые часы, но все знают: он купил их на зарплату. В Бюро по расследованию коррупции может позвонить любой - «горячая линия» работает круглосуточно. Охотно принимаются и анонимные жалобы. С одной стороны, это плохо: чиновника замучают проверками. А с другой - ты знаешь, на какую должность шёл и какие деньги тебе платят, поэтому терпи. Честному человеку бояться нечего. Волокита в учреждениях Сингапура отсутствует - запросы в министерства шлют по Интернету, в электронном формате. Суды работают чётко и быстро. Есть, например, Суд малых жалоб (Small Claims Court): он занимается делами туристов, если их вдруг обманули при покупке. Заседание суда назначают уже на следующий день. Нет волокиты - отпадает и сам повод дать взятку.
В таких условиях нечестному на руку человеку нет смысла идти в политику и на госслужбу. В любой момент можешь стать «героем» новостей и сесть на долгий срок в тюрьму, потеряв всё. Хлопотно, неспокойно. Но зато человеку, который просто хочет хорошо работать, есть смысл пойти в гос. чиновники. Зарплата неплохая, такое же место работы, как и в частной фирме.
А с помощью конфискованного имущества у недобросовестных чиновников, можно поднимать экономику. Не нашла информации, что делается с этим имуществом в Сингапуре, потому приведу позитивный, в этом смысле, опыт Италии. В экспроприированных домах размещали государственные учреждения: больницы, суды, полицейские участки. На бутылках с вином, которое было изготовлено из выращенного на конфискованных землях винограда, демонстративно красовалась надпись: «Сделано на винограднике, отобранном у мафии». Деньги коррупционеров направляли в социальную сферу и сельское хозяйство. Это был очень продуманный пиар-ход, который усилил общественную поддержку антикоррупционной кампании.
__________________________________________
*Статья подготовлена по материалам из следующих источников информации:
http://topwar.ru/28022-kak-pobedili-korrupciyu-v-singapure.html
http://hvylya.org/analytics/politics/kak-pobedili-korruptsiyu-v-singapure.html
http://newsland.com/news/detail/id/567923/
http://www.transparency.org/cpi2012/results
http://hbr-russia.ru/issue/31/177/
Дожить бы мне до такой власти...
ОтветитьУдалитьнам нужен свой Ли Куан Ю
ОтветитьУдалить