понедельник, 1 октября 2012 г.

Снова увеличение штрафов. Продолжение следует.



Не успели мы оправиться от увеличения размера штрафов по нарушениям трудового законодательства, года не прошло, а новости не радуют.

Снова изменения в кодекс о правонарушениях.


Первое и не очень приятное - это увеличение срока давности привлечения к ответственности по нарушениям, предусмотренным главой XV книги первой Кодекса о правонарушениях до 12 месяцев. Об этом я писала в статье "Сроки давности и их применение при налоговых и административных нарушения".

Теперь о штрафах. ЗАКОН Nr. 178 от 11.07.2012 о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты (Опубликован : 14.09.2012 в Monitorul Oficial Nr. 190-192) предусматривает:

В статье 295:
в санкции части (1) слова и цифры «от 15 до 25» заменить словами и цифрами «от 25 до 75»;
в санкции части (2) слова и цифры «от 15 до 25» заменить словами и цифрами «от 25 до 75»;
в санкции части (3) слова и цифры «от 10 до 25» заменить словами и цифрами «от 20 до 75»;
дополнить статью частью (9) следующего содержания:
«(9) Невыполнение требований о применении в аналитическом и синтетическом учете форм, установленных действующими нормативными актами, а равно несоблюдение порядка проведения инвентаризации
влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от 25 до 50 условных единиц.».

Несложно посчитать, что штрафы увеличены в 3 раза.

А вот и сама печальная статья в новой редакции:
Статья 295. Нарушение правил организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовых отчетов
(1) Невыполнение требований законодательства о выборе системы и формы ведения бухгалтерского учета, о применении бухгалтерской политики, а также необеспечение контроля за документированием экономических фактов и отражением их в бухгалтерском учете
влекут наложение штрафа на лицо, ответственное за организацию такого учета или контроля, в размере от 25 до 75 условных единиц.
(2) Несоблюдение установленных законодательством правил об отражении на счетах и в бухгалтерских регистрах экономических фактов
влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 5 до 10 условных единиц и на должностных лиц в размере от от 25 до 75 условных единиц.
(3) Несоставление или несоблюдение требований оформления первичных документов и первичных документов строгой отчетности, их неполное или ненадлежащее оформление либо пропуск срока их представления в бухгалтерию
влекут наложение штрафа на лицо, ответственное за составление, подписание и представление первичных документов, в размере от 20 до 75 условных единиц.
(4) Представление в орган, уполномоченный по сбору финансовых отчетов, финансовых отчетов, не соответствующих установленной законодательством форме или не отражающих все установленные для этой формы данные, либо неполное представление или представление с ошибочными данными финансовых отчетов, либо непредставление таковых в установленный законодательством срок
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 условных единиц.
(5) Умышленное неисполнение после истечения срока, установленного законодательством для представления финансовых отчетов, письменного предписания органа, уполномоченного по сбору финансовых отчетов, о представлении отчета в установленный им срок
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 условных единиц.
(6) Представление в финансовых отчетах ошибочных показателей
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 условных единиц.
(7) Утрата, хищение или уничтожение бухгалтерских документов до истечения срока их хранения в соответствии с правилами, установленными Государственным органом надзора и управления архивным фондом Республики Молдова, или невосстановление их в предусмотренный законодательством трехмесячный срок со дня установления соответствующего факта
влекут наложение штрафа на физических лиц в размере от 10 до 15 условных единиц и на должностных лиц в размере от 20 до 30 условных единиц.
(8) Действия, предусмотренные частью (7), совершенные умышленно или после назначения наказания за совершение подобного правонарушения,
влекут наложение штрафа на физических лиц в размере от 50 до 70 условных единиц и на должностных лиц в размере от 150 до 300 условных единиц.

(9) Невыполнение требований о применении в аналитическом и синтетическом учете форм, установленных действующими нормативными актами, а равно несоблюдение порядка проведения инвентаризации

влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от 25 до 50 условных единиц.
Кстати, статья 295 как раз входит в главу XV книги первой Кодекса о правонарушениях и по ней предусмотрено нововведение - специальный срок давности привлечения к ответственности - 12 месяцев.

Так что, господа бухгалтера, будьте осторожны. Доказать виновность или невиновность деяния очень сложно, и штрафа, как правило, можно избежать только при очень удачном стечении обстоятельств - истечении срока давности и неотнесении правонарушения к длящимся или продолжаемым.

Одно радует. Что часть (1) статьи 257 Налогового кодекса утратила силу с 14 сентября, благодаря тому же ЗАКОНУ Nr. 178 от 11.07.2012.

Ранее она звучала вот так:

Статья 257. Нарушение правил ведения бухгалтерского учета и учета в налоговых целях
(1) Неполное и/или ненадлежащее оформление учетной документации и/или налоговых отчетов, за исключением предусмотренных частями (3), (4), (7), (8) и (9) статьи 92, влечет наложение штрафа в размере 200 леев за каждый случай, но не более 5000 леев.

(**На сегодняшний день на сайте justice.md ещё не актуализированы изменения, касающиеся этой статьи.)

Т.о., с 14 сентября за ошибки в первичных документах будут штрафовать только по Кодексу о правонарушениях, а не по двум кодексам. Что, на мой взгляд, правильно, ибо не место подобному нарушению в Налоговом кодексе.


Но остаётся открытым вопрос о том, что является ненадлежащим или неполным оформлением первичных документов. Рекомендую прочитать мою более раннюю статью "Штраф за ненадлежащее или неполное оформление налоговой накладной".

Потому что штрафы всё равно будут налагаться за подобные нарушения согласно части (3) статьи 295 Кодекса о правонарушениях. И нужно чётко понимать, что могут счесть за нарушение, а что таковым не является. 


Ещё одна новинка по части штрафов в Налоговом кодексе с 14 сентября 2012 года:

Статью 261 дополнить частью (41) следующего содержания:
«(41) Положения части (4) не применяются в случае самостоятельного представления налогоплательщиком исправленного налогового отчета в соответствии со статьей 188 при условии, что исправленный отчет не содержит недостоверных сведений и данных.».

Что же гласит часть (4) статьи 261?

Статья 261. Нарушение правил исчисления и уплаты налогов (пошлин) и сборов
(4) Занижение налогов (пошлин), сборов путем представления в налоговый орган налогового отчета, содержащего недостоверную информацию, влечет наложение штрафа в размере 30 процентов суммы занижения.

И это конечно плюс.
Не всё так плохо как могло показаться вначале, согласитесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий