В своей статье "Залог и ККМ" от 16 декабря 2011 года я писала: "Меня
смущала и продолжает смущать формулировка
"приемке других платежей и взносов".
Размыто. Я полагаю, что в любых нормативных
документах, позволяющих оштрафовать
налогоплательщика, не должно быть
размытых формулировок, допускающих
трактование. Под "и другие" можно
подвести всё что угодно на усмотрение
проверяющего. А это неправильно."
Как в воду глядела. Прошло несколько дней и ГГНИ "издала" письмо.
Издала в кавычках, потому что в Мониторул Офичиал ничего опубликовано не было и даже на сайте fisc.md не представлено для ознакомления и последующего выражения праведного возмущения. Видимо письмецо для внутреннего употребления. Вот текст этого перла (получено с сайта contabilsef.md):
Издала в кавычках, потому что в Мониторул Офичиал ничего опубликовано не было и даже на сайте fisc.md не представлено для ознакомления и последующего выражения праведного возмущения. Видимо письмецо для внутреннего употребления. Вот текст этого перла (получено с сайта contabilsef.md):
Об применение контрольно-кассовых машин с
фискальной памятью при предоставлении предприятию взаймы в денежной форме
Письмо ГГНИ N. 26-11/3-13-9745 от 23.12.2011
Inspectoratul Fiscal de Stat pe municipiul
Chişinău
Главная государственная налоговая инспекция на
вопросы связанные с применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью
при наличных денежных расчётах, сообщает следующее.
Согласно лит.
с) ч. (2) ст. 8 Налогового кодекса N.1163-XIII от 24 апреля 1997 г.,
налогоплательщик обязан вести бухгалтерский учет в порядке, установленном
законодательством, осуществлять денежные расчёты с использованием
Р0S-тсрминалов, осуществлять наличные денежные расчёты с применением
контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (ККМ) в порядке установленном
Правительством, обеспечив при этом сохранность выданных ими контрольных лент.
В целях обеспечения выполнения положения Налогового
кодекса, Правительство приняло постановление
№ 474 от 28 апреля 1998 г «О применении контрольно-кассовых машин с фискальной
памятью при расчётах наличными» (Мonitorul Oficial al Republicii
Moldova , 15 апреля 2008 г.,
специальный выпуск; с последующими изменениями и дополнениями).
В Положении о применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении наличных денежных расчётов (приложение № 5 к
вышеназванному Постановлению) приведены используемые понятия. Так, хозяйственная
операция это экономический факт, заключающий в продаже вещей, выполнении
работ, оказании услуг, приёмке платежей за вещи, работы, услуги, приёмке
налоговых и не -налоговых платежей, приёмке других платежей и взносов, а кассовый чек - подтверждающий
документ, выдаваемый ККМ при осуществлении наличных денежных расчётов, который
удостоверяет хозяйственную операцию и оплату, выдаваемый в обязательном порядке
потребителю. Выдаваемый кассовый чек должен содержать обязательные элементы,
предусмотренные техническими требованиями к ККМ и (или) другими техническими
или методологическими нормами их применения, утверждёнными в установленном
порядке.
Что касается поставленных вопросов, отметим, что
денежные суммы наличными, предоставляемые предприятию взаймы, по договору
займа, заимодавцем, регистрируются посредством ККМ как относящиеся к
хозяйственной операции «приёмка других платежей».
Для раздельного учёта в
фискальной памяти сумм займа, а также в отчётах выпускаемых ККМ, воспользуйтесь
одним из незадействованных уровней ставок Н.Д.С. заложенных в ККМ, например
уровнем D. Обратитесь в авторизированный центр по технической поддержки ККМ для
программирования ККМ нижеследующими показателя.
Уровень Н.Д.С.
|
Назначение уровень
|
Код операции
|
Наименование операции
|
Отдел
|
Группа
|
Цена
(леев)
|
|
Код
|
%
|
||||||
D
|
0
|
Recepţionare alte
plăţi
|
999
|
Recepţionare împrumut
|
4
|
4
|
1,00
|
Примечание: Название товарной позиции: Recepţionare împrumut
Рассмотрим по порядку нарушения, которые, на мой взгляд, были допущены при написании этого письма.
1) Согласно закону Nr. 317
от 18.07.2003 О нормативных актах Правительства и других органов центрального и местного публичного управления:
ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО АКТА
Статья 16. Органы, уполномоченные давать толкование
нормативных актов
Официальное толкование нормативных актов осуществляется органами, которые их издали.
Статья 17. Нормативные акты о толковании
Разъяснение смысла норм осуществляется посредством разъясняющего
нормативного акта того же уровня, что и рассматриваемый акт, посредством
разъясняющих положений.
Исходя из этого, давать разъяснения по вопросу применения норм Постановления Правительства должна не налоговая инспекция. А значит, это письмо не имеет юридической силы для налогоплательщиков.
2) Пункт 4 Приложения № 5 к Постановлению
Правительства № 474 от 28 апреля
1998 г. предусматривает: При осуществлении наличных денежных
расчетов с потребителями по хозяйственным операциям налогоплательщики обязаны
применять ККМ.
Эта обязанность
распространяется на все подразделения (филиал, представительство, бюро, отдел,
магазин, склад, предприятие торговли, предприятие по оказанию услуг (в том
числе автотранспортная единица - такси) и т.п.) в которых налогоплательщик
принимает платежи по хозяйственным операциям (потребитель осуществляет оплату).
В своих рассуждениях ГГНИ ссылается только на определение хозяйственной операции, причём на худшую часть этого определения - других платежей. Как уже сказано ранее, не должно быть в нормативных актах фраз "и другие платежи". Это даёт возможность толковать как заблагорассудится, а, следовательно, и штрафовать по любому поводу.
Почему не упомянуто понятие Потребитель? Ведь осуществлять расчёты с использованием ККМ следует только при расчётах с потребителями.
В том же Постановлении правительства № 474 дано определение потребителя:
потребитель (покупатель,
клиент, бенефициар)
– любое лицо, заказывающее, приобретающее или использующее вещи, работы или
услуги.
Обратимся к Гражданскому кодексу РМ. Статья 867. Договор займа
(1) По договору займа одна сторона (заимодавец) обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) денежную сумму или другие взаимозаменяемые вещи, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества по истечении срока займа.
(1) По договору займа одна сторона (заимодавец) обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) денежную сумму или другие взаимозаменяемые вещи, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества по истечении срока займа.
Однозначно, что заимодавец не может считаться потребителем, т.к. он не приобретает, не заказывает и не использует услуги. Более того, он сам оказывает услугу предприятию - даёт взаймы деньги.
3) Остаётся неясным понятие Платёж. Ни в одном нормативном акте я не нашла подобного термина. Пришлось обратиться к толковым и экономическим словарям.
- Платеж - полное удовлетворение кредитора по денежному обязательству (в отличие от частичного П. или уплаты см.). П. может быть произведен самим должником, или его уполномоченным или представителем, или третьим лицом, не имеющим прямого поручения от должника и действующим в его интересах по тем или иным соображениям.
- Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.ПЛАТЕЖ - денежные средства, которые уплачиваются за приобретенные товары, за используемые ресурсы, за предоставленный кредит в виде установленных законом взносов, в форме расчетов по обязательствам.
Энциклопедический словарь экономики и права. 2005.Из вышеуказанных терминов можно сделать вывод, что платежом будет как раз возврат долга заимодавцу, т.е. выдача из кассы. А вот приём займа - это не платёж по своей сути однозначно.
4) Для чего издано Постановление Правительства № 474? Как и сказано в первой же строке данного нормативного акта, "в целях обеспечения
выполнения положений Налогового кодекса № 1163-XIII от 24 апреля 1997 г. и
Закона о защите прав потребителей № 105-XV от 13 марта 2003 г. Правительство
Республики Молдова". Т.е. для того, чтобы налогоплательщики не уклонялись от уплаты налогов по полученным доходам, а потребители смогли вернуть вещь в случае если она окажется некачественной, например. Чьи права защищаются в случае договора займа? Заимодавец что ли с чеком придёт требовать свой займ обратно? Договора в этом случае достаточно даже для судебного разбирательства. Налоги по операции с займом не возникают, государство ничего не теряет и следовательно контролировать незачем.
Так зачем так вольно трактовать, если это не просто нелогично, но даже бессмысленно?
И последнее, господа из налоговой инспекции, ставка НДС "0" применяется при экспорте. Уже хотя бы "без НДС" нужно в ККМ сделать отдел.
Согласна. Думаю, что через систему пробития всех и вся через ККМ можно установить тотальный удушающий контроль - похлеще советского. К тому же - щтрафы на ровном месте - образ жизни нашего государства. У Вас все очень хорошо в статье - просто нужны единомышленники - и много, очень много.С уважением Татьяна
ОтветитьУдалитьСогласна. И самое странное, что все эти выкладки настолько на поверхности, что становится жутко, насколько налогоплательщика держат за идиота.
ОтветитьУдалить