пятница, 9 декабря 2011 г.

О трудовых книжках



Несколько дней назад решила просмотреть форум nalog.md и набрела на тему о трудовых книжках. Спорили по поводу того, нужно ли выписывать налоговые накладные при выдаче трудовых книжек работникам. Темка меня заинтересовала, потому что я сама давала консультацию об этом для бухгалтерской законодательной базы ЛОББИ:

Кажущийся простым вопрос с приобретением и передачей работнику трудовых книжек, при ближайшем рассмотрении оказывается с подвохом. Во-первых, в бухгалтерско-кадровой практике сложилось, что расчёт за купленную предприятием и открытую работнику трудовую книжку производится при увольнении сотрудника и выдаче ему трудовой книжки. Но пункт 80 Приложения № 1 к Постановлению Правительства № 1449 от 24 декабря 2007 г. (Monitorul Oficial, № 5-7 от 11 января 2008) гласит: При открытии трудовой книжки работодатель взимает с работника ее стоимость. А это означает что уже при открытии трудовой книжки конкретному работнику он становится её собственником, за что предприятие и взимает стоимость трудовой книжки. Т.о., нужно надлежащим образом оформить передачу права собственности на данный бланк строгой отчётности, поскольку приобретаются трудовые книжки в собственность предприятия, не для конкретного работника, и налоговая накладная выписывается на имя предприятия, и зачёт НДС тоже производит предприятие. Согласно пункту 1) а) статьи 20 Закона О бухгалтерском учете № 113-XVI от 27 апреля 2007 года (Monitorul Oficial № 90-93 от 29 июня 2007 года), типовые формы строгой отчетности применяются в случае отчуждения активов с передачей права собственности, за исключением ценных бумаг. А значит, выписка налоговой накладной при оформлении трудовой книжки работнику необходима. Соответственно делаются следующие проводки в бухгалтерском учёте:
Отражение дохода от реализации трудовой книжки (без НДС):
Дт 227.5 Краткосрочная дебиторская задолженность персонала по прочим операциям
Кт 612.1 Доходы от реализации других текущих активов
Начисление налога на добавленную стоимость:
Дт 227.5 Краткосрочная дебиторская задолженность персонала по прочим операциям
Кт 534.2 Обязательства по налогу на добавленную стоимость
Онесение на расходы стоимости реализуемого актива без НДС:
Дт 714.1 Расходы по реализации других текущих активов
Кт 251 Текущие расходы будущих периодов
Погашение задолженности за трудовую книжку путём удержания из заработной платы:
Дт 531.1 Обязательства по оплате труда
Кт Дт 227.5 Краткосрочная дебиторская задолженность персонала по прочим операциям
Вариант 2
Отражение дохода от реализации трудовой книжки (без НДС):
Дт 221.1 Счета к получению внутри страны
Кт 612.1 Доходы от реализации других текущих активов
Начисление налога на добавленную стоимость:
Дт 221.1 Счета к получению внутри страны
Кт 534.2 Обязательства по налогу на добавленную стоимость
Отнесение задолженности по оплате за трудовую книжку на счета расчётов с персоналом:
Дт 227.5 Краткосрочная дебиторская задолженность персонала по прочим операциям
Кт 221.1 Счета к получению внутри страны
Онесение на расходы стоимости реализуемого актива без НДС:
Дт 714.1 Расходы по реализации других текущих активов
Кт 251 Текущие расходы будущих периодов
Погашение задолженности за трудовую книжку путём удержания из заработной платы:
Дт 531.1 Обязательства по оплате труда
Кт Дт 227.5 Краткосрочная дебиторская задолженность персонала по прочим операциям

После того как трудовая книжка переходит в собственность работника, она всё равно хранится на предприятии, но уже на забалансовом счёте: 951 Бланки строгой отчетности.

Если налоговая накладная не выписана и денежные средства не удержаны из зарплаты работника, как это может быть расценено налоговыми органами? Я полагаю, что как оказание льготы работодателя. Статья 19 Раздела II Налогового кодекса (№ 1163-XIII от 24 апреля 1997 года) (Monitorul Oficial № 62 от 18 сентября 1997 года),(Monitorul Oficial, cпециальный выпуск от 8 февраля 2007) определяет льготы, предоставляемые работодателем как выплаты, осуществляемые работодателем в целях возмещения личных расходов работника , а также выплаты в пользу работника, осуществленные другим лицам, за исключением выплат в бюджет государственного социального страхования и взносов по обязательному государственному страхованию. И, следовательно, данные доходы для работника являются налогооблагаемыми (подоходным налогом). Кроме того, предприятие приняло в зачёт НДС за приобретённую трудовую книжку, и тем самым, не начислив его при передаче права собственности на трудовую книжку, занизило сумму НДС к оплате в бюджет. Если же денежные средства за выданную трудовую книжку не взимались уже и при увольнении работника, то полагаю, что выдачу трудовой книжки можно квалифицировать как безвозмездную передачу имущества. В этом случае стоимость трудовой книжки для работника будет являться необлагаемым доходом (Статья 20 Налогового кодекса п. i) определяет источники дохода, не облагаемые налогом - имущество, полученное физическими лицами - гражданами Республики Молдова в порядке дарения или наследования). Но для предприятия применяются положения Статьи 90/2 Налогового Кодекса: (3) Налогоплательщики, применяющие нулевую ставку подоходного налога и осуществляющие дарение в пользу физических лиц, не подлежащее вычету в налоговых целях и не квалифицируемое как налогооблагаемый доход для физических лиц в соответствии со статьей 18, исчисляют и уплачивают налог в размере 15 процентов стоимости дарения.
Кроме того, стоимость трудовой книжки, списанная без получения возмещения за неё, не может быть отнесена к налоговым вычетам, поскольку не является обычным и необходимым расходом предприятия для осуществления его деятельности.

Уже после опубликования данной консультации увидела на сайте fisc.md ответ налоговой инспекции, как раз по теме:
" В соответствии с положениями лит. а) ст. 95(1) Налогового кодекса, объектами налогообложения являются, поставка товаров, услуг субъектами налогообложения, являющаяся результатом их предпринимательской деятельности в Республике Молдова. Согласно п. 3) ст. 93 Налогового кодекса, поставка товаров это передача права собственности на товары посредством их реализации, обмена, передачи без оплаты, передачи с частичной оплатой. В соответствии с п. 80 Постановления о трудовых книжках № 1449 от 24.12.2007, при открытии трудовой книжки работодатель взимает с работника ее стоимость. Соответственно, передача трудовых книжек работникам не является поставкой облагаемой НДС, а затраты относящиеся к трудовым книжкам должны быть рефактурированы в соответствии со ст. 117 1 (10) Налогового кодекса, путем выписки налоговой накладной с указанием этих расходов."

Скажу честно, несмотря на то что для бухгалтеров такое разъяснение вроде бы удобно, меня  оно не удовлетворило. 
Поставка является необлагаемой, но налоговую накладную всё равно нужно выписывать. Понятие "рефактурирование" не нашла ни в одном законе, поэтому приходится его трактовать исходя из собственной логики по аналогии с рефактурированием расходов по коммунальным услугам в случаях найма помещения у физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Кроме того, на чьё имя выписывать эту налоговую накладную? Для меня не понятен аргумент: "В соответствии с п. 80 Постановления о трудовых книжках № 1449 от 24.12.2007, при открытии трудовой книжки работодатель взимает с работника ее стоимость. Соответственно, передача трудовых книжек работникам не является поставкой облагаемой НДС..."
   И поскольку всё равно и НДС, ранее взятый в зачёт по приобретённым трудовым книжкам, восстановить нужно, и налоговую накладную выписать необходимо, то мне кажется что моя консультация не так уж ошибочна, а в некоторых аспектах даже более понятна для бухгалтера-практика.

   
 



6 комментариев:

  1. Мне вообще кажется очень сомнительным трактовка трудовой книжки как актива

    ОтветитьУдалить
  2. Я не нашла точного определения актива в НСБУ и НК. Могу привести определение, данное в словаре Ожегова: АКТИВ- Часть бухгалтерского баланса, отражающая все принадлежащие предприятию материальные ценности. Имущество, а также права на него, принадлежащие физическому или юридическому лицу.
    Бланк строгой отчётности является и материальной ценностью и имуществом. Кроме того, когда предприятие приобретает трудовые книжки, эти бланки строгой отчётности являются безличными, т.е. до момента открытия книжки конкретному работнику - это просто бланк строгой отчётности, принадлежащий предприятию. Ведётся учёт бланков строгой отчётности на счёте 251 - счёт из второго класса счетов, называемый в Плане счетов "ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ". Описание второго класса счетов: Счета этого класса предназначены для отражения наличия и движения товарно-материальных запасов, краткосрочных инвестиций, денежных средств, других текущих активов, а также краткосрочной дебиторской задолженности.
    Класс 2 "Текущие активы" содержит следующие группы счетов: 21 "Товарно-материальные запасы", 22 "Краткосрочная дебиторская задолженность", 23 "Краткосрочные инвестиции", 24 "Денежные средства", 25 "Прочие текущие активы".
    Хотя, я не думаю что иное толкование понятие "актив" изменит что-либо в процессе оформления передачи трудовой книжки работнику. НН выписывать нужно и по моему варианту и по варианту развития событий по версии налоговой инспекции

    ОтветитьУдалить
  3. А если ты неплательщик НДС,и продажу книжки ты оформляешь через удержание из зарплаты,но запись делаешь в книге продаж.

    ОтветитьУдалить
  4. Для неплательщиков НДС вообще мне не понятно какой документ выписывать. Буду писать запрос в налоговую инспекцию с этой проблемой. Вот никак руки не дойдут. Но по аналогии, получается что не налоговую накладную, а накладную (ТТН) выписывать нужно.
    Как только появится информация, выложу ответ на блоге

    ОтветитьУдалить
  5. Вы умничка, Нина! Так все хорошо расписываете!С огромным удовольствием читаю ваши коментарии!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Мне очень приятно, что кому-то оказываются полезными мои статьи. Надеюсь по трудовым книжкам вы читали и следующие статьи. Там видна эволюция вопроса и меняющееся мнение налоговой инспекции по этому вопросу. На сегодняшний день уже требуют выписки ТТН.
      Удачи всем

      Удалить