четверг, 21 июня 2012 г.

Подоходный налог в рассрочку в 2012 году

Порядок уплаты подоходного налога в рассрочку регламентируется статьёй 84 Налогового кодекса: Уплата налога в рассрочку  (по соcтоянию на 3 апреля 2012 года):

(1) Налогоплательщики, которые получают доход не от работы по найму либо с которых не удерживается подоходный налог у источника выплаты из процентных начислений и роялти в соответствии с частью (2) статьи 89 и налоговые обязательства которых согласно настоящему разделу в предыдущем налоговом году превышали 400 леев, обязаны уплачивать не позднее 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря налогового года суммы, равные одной четвертой части:
а) суммы, исчисленной как налог, подлежащий уплате согласно настоящему разделу за данный год, или
b) налога, подлежавшего уплате согласно настоящему разделу за предыдущий год.
(1/1) В отступление от положений части (1) настоящей статьи в 2012 году налогоплательщики (за исключением указанных в части (2) настоящей статьи), которые получают доход не от работы по найму либо с которых не удерживается подоходный налог у источника выплаты из процентных начислений и роялти в соответствии со статьей 89, обязаны уплачивать не позднее 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря налогового года суммы, равные одной четвертой части суммы, исчисленной как налог, подлежащий уплате согласно настоящему разделу за соответствующий год, или одной четвертой части суммы налога, исчисленной из облагаемого дохода, рассчитанного за 2011 год путем применения ставки, установленной в статье 15.

До 3 апреля 2012 года в статье 84 было указание в 2012 году уплачивать экономическим агентам подоходный налог в рассрочку только по методу прогноза на 2012 год. Поскольку принятые изменения опубликованы 3 апреля и не имеют обратной силы, предприятие может выбрать метод уплаты на основании результатов прошлого года (умноженных на 12 %) только после этой даты. Метод учёта указывается в учётной политике на соответствующий год. Изменения в учётной политике производятся приказом. Основание:
Приказ Министерства финансов Республики Молдова N 174 от 25 декабря 1997 года
(Monitorul Oficial N 88-91 от 30 декабря 1997 года)НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 1  "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА"
12. Изменения в учетной политике возможны в случаях, предусмотренных уставом предприятия, или по требованию органа, устанавливающего стандарты, или для более точного отражения имущественного и финансового положения и результатов деятельности предприятия в финансовых отчетах.
Например, изменения в учетной политике могут иметь место в случае:
....
c) изменений в действующем законодательстве и системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;
d) разработке новых способов ведения бухгалтерского учета.
Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформляется распорядительным документом (приказом, распоряжением и др.), с указанием даты вступления в силу.

Санкции за неперечисление налога в рассрочку или перечисление не в полном объёме налога, указаны в статье  261 Налогового кодекса: Нарушение правил исчисления и уплаты налогов (пошлин) и сборов
(6) Неуплата или недоплата подоходного налога, уплачиваемого в рассрочку, влечет наложение штрафа в размере, исчисленном в соответствии с частью (3) статьи 228, за период с даты, установленной для уплаты такого налога, до дня, установленного для представления налоговой декларации. Сумма недоплаты подоходного налога определяется как разница между налогом, исчисленным и уплаченным налогоплательщиком, и налогом, который он обязан уплатить. Подоходный налог, подлежащий уплате, представляет собой наименьшую величину из суммы исчисленного налога, подлежавшего уплате в предшествующем году, или 80 процентов окончательной суммы налога в текущем году за вычетом зачетов (исключая налог, уплаченный в рассрочку). Санкция не применяется в случае, если сумма подоходного налога, подлежащего уплате, составляет менее 1000 леев. Штраф не налагается на налогоплательщиков, указанных в части (5) статьи 228, в отношении налоговых обязательств и налоговых периодов, по которым не применяется (не начисляется) пеня.
Статья 228 Налогового кодекса. Пеня
(1) Пеня представляет собой денежную сумму, начисленную в зависимости от величины налога (пошлины), сбора и времени, истекшего со дня, когда он должен был быть уплачен, независимо от того, был он своевременно исчислен или нет. Применение налоговым или другим уполномоченным органом пени является обязательным независимо от форм принуждения. Пеня составляет часть налогового обязательства и взыскивается в порядке, установленном для взимания налогов.
(2) В случае неуплаты налога (пошлины), сбора в срок и в бюджет, установленные в соответствии с налоговым законодательством, уплачивается пеня, начисленная в соответствии с частью (3), за период со дня, следующего после даты, установленной для уплаты налога (пошлины), сбора и/или штрафа, до дня их фактической уплаты включительно.

(3) Размер пени определяется исходя из базисной ставки (округленной до следующего полного процента), установленной Национальным банком Молдовы в ноябре года, предшествующего отчетному налоговому году, применяемой к краткосрочным операциям денежной политики, и увеличенной на пять пунктов.

Размер базисной ставки в ноябре 2011 года равен 9,5. Округлённый до целого следующего полного процента = 10. Плюс 5 пунктов = 15 %. (Документ с процентными ставками прилагается)

То что пеню назвали штрафом, несмотря на взимание за период просрочки (как и в пене) и на ту же методику расчёта, даёт мне основание полагать, что предприятие может воспользоваться положениями статьи 234 Налогового кодекса: Освобождение от ответственности за совершение налогового нарушения:

(2) Лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового нарушения, имеет право на уменьшение штрафа на 50 процентов при строгом соблюдении им следующих условий:
а) не имеет недоимки на дату принятия решения по делу о налоговом нарушении или погашает ее одновременно с выполнением условий пункта b);
b) в течение трех рабочих дней со дня вручения ему решения по делу о налоговом нарушении уплачивает суммы налогов (пошлин), сборов, пени и/или 50 процентов штрафов, указанные в решении;
с) представляет в срок, предусмотренный для добровольного исполнения решения по делу о налоговом нарушении, документы, подтверждающие уплату сумм, предусмотренных пунктами а) и b).
На основании представленных в соответствии с пунктом с) документов орган, уполномоченный рассматривать дела о налоговых нарушениях, в срок до 10 рабочих дней должен принять решение об уменьшении штрафов на 50 процентов. В случае, когда после принятия решения об уменьшении штрафа устанавливается несоблюдение хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктами а) и b), соответствующий орган аннулирует решение и лицо не может пользоваться правом на 50-процентное уменьшение штрафов.

Но есть противоречие в законе (правда оно в пользу налогоплательщика) в отношении штрафа за недоплату подоходного налога в рассрочку. В статье 261 указано: Подоходный налог, подлежащий уплате, представляет собой наименьшую величину из суммы исчисленного налога, подлежавшего уплате в предшествующем году, или 80 процентов окончательной суммы налога в текущем году за вычетом зачетов (исключая налог, уплаченный в рассрочку).
В предшествующем году у предприятия обязательства по подоходному налогу были равны 0. В таком случае, на мой взгляд, штраф вообще не должен применяться, поскольку наименьшей величиной всегда будет «0» - сумма налога прошлого года.

В то же время в статье 84 указание при выборе метода по результатам прошлого года - сумма, равная одной четвертой части суммы налога, исчисленной из облагаемого дохода, рассчитанного за 2011 год путем применения ставки, установленной в статье 15.
Т.о., на 13 января 2012 года должна быть принята учётная политика, в которой одним из пунктов будет метод перечисления подоходного налога в рассрочку — метод прогноза (только этот метод предусмотрен!) и сумма подоходного налога к перечислению в год (+ 1/4 часть к перечислению за квартал) (делается прогноз размера прибыли, исчисляется от неё 12 %).

До 31 марта делается перечисление 1/4 части спрогнозированного налога.

После 3 апреля, в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс, можно сделать изменения в учётную политику, если не устраивает метод прогноза, и установить метод перечисления подоходного налога в рассрочку по результатам прошлого года (прибыль прошлого года*12 %). После 3 апреля разрешено уже 2 метода перечисления подоходного налога в рассрочку.

Следующие сроки перечисления налога — до  30 июня, 30 сентября и 31 декабря.

Чтобы прояснить ситуацию с применением штрафа, я подготовила письмо в Главную Государственную налоговую инспекцию.
Вопрос состоял в следующем: Будет ли налагаться штраф, если предприятие недоплатило налог в рассрочку, но в предыдущем году подоходный налог был "0"? Будет ли дополнительно к штрафу пеня применяться? Попросила на примере написать от какой даты и в каком размере будут применяться санкции. И задала вопрос, как производить изменения методики перечисления подоходного налога в рассрочку в течение года при изменении финансовой ситуации на предприятии.
Конечно ответили не на все заданные вопросы.  Но может кому-то поможет ответ:




Комментариев нет:

Отправить комментарий