понедельник, 19 марта 2012 г.

Льготы для IT компаний в 2012 году. Попытка номер 2

Мы ждали опубликования этого закона. Вопросов правда возникает  ещё больше, чем раньше.  Второй блин тоже бывает комом? Или только я не поняла, как всё это применять в середине года?
Закон Республики Молдова № 27 от 1 марта 2012 года(Monitorul Oficial № 53 от 17 марта 2012 года)
Ст.I. – В часть (21) статьи 24 Закона о введении в действие разделов I и II Налогового кодекса № 1164-XIII от 24 апреля 1997 года
(повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, специальный выпуск от 8 февраля 2007 г.), с последующими изменениями, внести следующие изменения и дополнение:
в абзаце первом слова «Необлагаемым доходом признается доход, размер которого не превышает две среднемесячные заработные платы по экономике, прогнозируемые на соответствующий год,» заменить словами «Облагаемым доходом признается месячный доход, размер которого не превышает две среднемесячные заработные платы по экономике, прогнозируемые на соответствующий год,»;
после абзаца первого дополнить часть абзацем следующего содержания:
«Месячный доход, который превышает две среднемесячные заработные платы по экономике, прогнозируемые на соответствующий год, признается необлагаемым доходом.»;
в абзаце втором слова «- заявление хозяйствующего субъекта об освобождении его от уплаты подоходного налога;» исключить.
Ст.II. – В приложение 3 к Закону о бюджете государственного социального страхования на 2012 год № 270 от 23 декабря 2011 года (Официальный монитор Республики Молдова, 2012 г., № 15, ст.37) внести следующие изменения и дополнение:
1. В пункте 1:
в подпункте 1.1 слова «в пунктах 1.2 и 1.3» заменить словами «в пунктах 1.2, 1.3 и 1.7»;
в подпункте 1.4 слова «в пунктах 1.1–1.3,» заменить словами «в пунктах 1.1–1.3 и 1.7,»;
в подпункте 1.5 слова «в пунктах 1.1–1.4» заменить словами «в пунктах 1.1–1.4 и 1.7»;
дополнить пункт подпунктом 1.7 следующего содержания:
«
1.7. Работодатель – на социальное страхование своих работников, отвечающих требованиям, установленным частью (21) статьи 24 Закона о введении в действие разделов I и II Налогового кодекса
№ 1164-XIII от 24 апреля 1997 года
23 процента на две среднемесячные заработные платы по экономике, прогнозируемые на 2012 год
Ежемесячно до конца месяца, следующего за отчетным
Все виды пособий государственного социального страхования
».
2. В подпункте а) пункта 3 слова «а также в пункте 1.4,» заменить словами «1.4, а также в пункте 1.7,».

И вот они, мои вопросы.
Во-первых, рассчитывать фиксированный взнос в размере 23 % на две среднемесячные заработные платы по экономике, прогнозируемые на 2012 год нужно за весь март или только за вторую часть зарплаты, начисленной за март, а первую часть обложить 23 % от начисленной заработной платы? Уверена, что ответ контролирующих органов будет - за весь месяц.
Но у некоторых были выплаты отпускных, например, за период с 5 по 15 марта. И из той части заработной платы уже было начислено и перечислено 23 % от начисленной заработной платы. Получается для тех работников будут взносы на социальное страхование от работодателя больше, чем у остальных работников, которым только один раз произведётся начисление заработной платы в конце месяца и, соответственно, только один фиксированный взнос социального страхования.

Второе. Подоходный налог. 
До внесения изменений Законом № 27 от 1 марта 2012 года (Monitorul Oficial № 53 от 17 марта 2012 года), льгота предоставлялась только в том месяце, в котором производятся выплаты. Т.е., например, если не было выплат в январе, а зарплата за январь и февраль была выплачена в феврале  - льгота будет только 7100, а не 7100*2. Льгота в размере 7100 теряется за январь и тем самым увеличивается подоходный налог за февраль.
Сейчас будет всё наоборот, 7100 в месяц будут облагаемыми. Если были выплаты в начале марта - по зарплате за февраль, а потом во второй половине марта - авансом за март, как исчислять подоходный налог? Применяем 2 льготы за один месяц, хотя каждая из них звучит "в месяц"?
Подоходный налог исчисляется нарастающим итогом с начала года. 
Основание: Об утверждении Положения об удержании подоходного налога с заработной платы и других выплат, осуществленных работодателем в пользу работника, и бланков, подтверждающих удержание подоходного налога у источника выплаты  Постановление Правительства Республики Молдова№ 10 от 19 января 2010 года (Monitorul Oficial, № 11-12 от 26 января 2010):
30. Определение облагаемого дохода и исчисление подоходного налога, подлежащего удержанию у источника выплаты, осуществляются методом нарастающего итога с начала налогового года или со дня найма работника, если он был нанят на работу в течение налогового года.
Статья 15 Налогового кодекса предусматривает ставки налога:
Общая сумма подоходного налога определяется:
а) для физических лиц, и индивидуальных предпринимателей, - в размере:
- 7 процентов годового облагаемого дохода, не превышающего 25200 леев;
- 18 процентов годового облагаемого дохода, превы­шающего 25200 леев.
Т.е, каждый месяц мы рассчитываем подоходный налог от облагаемого дохода следующим образом: 2100*N  по 7 %, а всё, что свыше по 18 % (N-количество месяцев, в течение которых работник считается работником по найму). 
Как рассчитывать налог от месячного размера 7100? Это противоречит всем нормам. Или просто брать отныне 7 % от 7100 каждый месяц фиксированно?
Итак, пример.
Работнику - программисту начислена заработная плата за январь 15000 лей, за февраль - 15000, за март - 15000 лей.
Зарплата за январь была выплачена в феврале (3 февраля). 
Облагаемый доход составил 6475 лей (15000-525 (3,5 %) - 900 (6 %) - 7100). Подоходный налог: 2100*2*7 %+2275*18 % = 703,50 лей.

В марте выплачивается зарплата за февраль (2 марта):
Нарастающим итогом доход составил 30 000 (15000*2). Облагаемый доход с начала года: 30 000 - 525*2 - 900*2 - 7100*2 = 12950 лей. Я вынуждена всё-таки суммировать льготы в 7100 исходя из количества месяцев, в которых была выплата и считать сумму с начала года, ибо по-другому не смогу определить облагаемый доход, опять же нарастающим итогом с начала года. 
Подоходный налог = 1638 лей. За минусом уже удержанного подоходного налога к удержанию в марте 934,50 лей.

Теперь, если 31 марта сделать выплату заработной платы за март, попробуем определить облагаемый доход.

15000*3 - 525*3 - 900*3 - 7100*2 - ... Стоп, это уже не нужно?


Нужно ли понимать фразу « облагаемым доходом признается месячный доход » так, что в дальнейшем не нужно производить расчёт подоходного налога нарастающим итогом с начала года, путём исчисления налогооблагаемого дохода, а просто например, из заработной платы 15 000 лей начислить налог с суммы 7100 лей, без вычета взносов на социальное и медицинское страхование? Т.е. При выплате в марте налог исчислять таким образом: 2100*3*7 % + 800*18%? Но в этом случае, во-первых, используется метод исчисления подоходного налога нарастающим итогом с начала года (2100*N  * 7 %, а всё, что свыше - 18 %, где N-количество месяцев, в течение которых работник считается работником по найму.) А во-вторых, работник лишается права вычета взносов на обязательное социальное и медицинское страхование, что например при заработной плате 6000 лей ставит в невыгодное положение программиста по сравнению с обычными работниками без льготы, которым из тех же 6000 будут вычтены и личное освобождение согласно статье 33 Налогового кодекса, и взносы на обязательное социальное и медицинское страхование, и, таким образом облагаемый доход будет меньше.
Если воспользоваться общими принципами расчёта подоходного налога и рассчитать облагаемый доход вот так: доход нарастающим итогом с начала года минус взносы на социальное и медицинское страхование (тоже нарастающим итогом с начала года) минус те льготы в размере 7100 которые предоставлялись до 17 марта (например, в феврале и марте 7100*2), и уже из этой суммы исчислить подоходный налог? Но при таком раскладе облагаемый доход будет значительно больше чем 7100 (он же получится за год, а не за месяц) и тем самым подоходный налог уменьшится. И второе - не будет соблюдён принцип "доход за месяц".
Если просто облагаемый доход определить так: начисленный доход за месяц минус взносы на социальное и медицинское страхование за месяц, а полученную сумму только за месяц обложить налогом по принципу 2100*7 %+5000*18 %, будет нарушен общий принцип исчисления подоходного налога, предусмотренного статьёй 15 Налогового кодекса и Постановлением правительсва № 10.



Я запуталась. Кто - то понял как это применять?
И в январе 2013 года нужно будет подавать годовые отчёты по подоходному налогу. Система не знает, программист человек или "простой смертный". Она считает по нашим отчётам просто: суммирует доход минус взносы на социальное и медицинское страхование и оставшуюся сумму по правилам облагает налогом. Но с такими изменениями я уже не понимаю, что показывать в отчёте IRV 09 и
в годовом отчёте IAL 09 за 2012 год?

20 комментариев:

  1. и никто не знает, а налоговая ничего не проясняет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я считаю, что нужно облагать подох.нал. только 7 100 в месяц, без нарастающего накопления.

      Удалить
    2. Мое мнение, надо исходить из понятий облагаемого и необлагаемого дохода. После последних изменений, в отчеты IRV и IAL попадет только з/п 7100 лей. С этой суммы мы начисляем налоги, как с обычной з/п.

      Удалить
    3. Да, в законе говорится с одной стороны, что облагаемым признаётся месячный доход. Но с другой стороны, никто не отменял вычеты в виде взносов на социальное и медицинское страхование. Доход ведь не в чистом виде выплачивается, расходы работник несёт по страхованию. при достаточно большой зарплате что вычитай, что не вычитай, всё равно для обложения больше 7100 останется. Но при зарплате например в 5-6 тысяч лей уже играет роль.
      И ещё, никто не отменял расчёт подоходного налога нарастающим итогом с начала года. Да, особенностью облагаемого дохода для программистов является его ограничение по размеру. Но про подоходный налог ничего не сказано. И если вы укажете в IRV 09 за месяц только 7100, то как в IAL 09 за 2012 год укажете взносы на социальное и медицинское страхование за год? Вообще не будете указывать за март-декабрь, потому что не отнимали из дохода перед обложением ПН?
      Для себя решила, что буду пока получу ответ из налоговой, рассчитывать так:
      Доход за месяц минус взносы на социальное и медицинское страхование за месяц и из получившейся суммы 7100 облагаю по правилам - 2100*N*7/100 + 7100-2100*N*18/100.
      Но заметьте, что при таком раскладе не учитывается удержанный до этого подоходный налог. В IRV 09 я-то покажу 7100 (ну или меньше, зависит от размера зарплаты). Но не уверена, что в конце года IAL 09 пойдёт. Система в налоговой, как я написала, не разбирает, программист или нет. Суммирует доход, сминусует взносы на социальное и медицинское страхование и уже оставшийся доход обложит по принципу 25200*7%, свыше по 18 %.
      Но вообще по правилам нужно бы сделать:
      Доход нарастающим итогом с начала года минус взносы на социальное и медицинское страхование (тоже нарастающим итогом с начала года) минус те льготы в размере 7100 которые предоставляла до 17 марта (в моём случае за 2 выплаты в феврале и марте 7100*2), а уж эту сумму обложить подоходным налогом. Но при таком раскладе облагаемый доход будет значительно больше чем 7100 (он же получится за год, а не за месяц) и тем самым подоходный налог уменьшится. И второе - не будет соблюдён принцип "доход за месяц".
      Короче, как ни сделай, всё равно неправильно будет. Всё равно будет противоречить либо одной статье НК, либо другой

      Удалить
    4. Возник вопрос: с какого числа нужно применять новые изменения? С 01 или с 17 марта ?
      Закон Республики Молдова № 27 от 1 марта 2012 года(Monitorul Oficial № 53 от 17 марта 2012 года)

      Удалить
  2. Закон Республики МолдоваЗАКОН Nr. 173 от 06.07.1994 О порядке опубликования и вступления
    в силу официальных актов гласит:
    Ст.1. - (1) Законы, промульгированные Президентом Республики Молдова постановления Парламента, указы Президента Республики Молдова, постановления и распоряжения Правительства, акты Конституционного суда и Счетной палаты, нормативные акты центральных отраслевых органов публичного управления, Национального банка Молдовы Национальной комиссии по финансовому рынку* публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова**, издаваемом Государственном информационном агентством “Moldpres”, на государственном языке с переводом на русский и другие языки в соответствии с законодательством. При необходимости в Официальном мониторе публикуются и другие официальные акты.
    (5) Официальные акты, указанные в части (1), вступают в силу со дня опубликования их в Официальном мониторе или в срок, предусмотренный в самом акте.

    Т.о., изменения вступают в силу с 17 марта 2012 года.

    ОтветитьУдалить
  3. Cum inteleg eu,
    primele doua luni venitul impozabil a fost cel mai mult de 7100 ex(9000 lei salariu)impozitam 1900 lei -3.5%-6%=1719.50 *7% i/v =120.36 deoarece e mai mica de 2100/ daca ar fi mai mare atunci restul cu 18%. In IRV 09 se indica doar suma de 1900 lei si imozit corespunzator 120.36
    fond social 23% din toata suma 9000823%=2070 lei
    CNAM 9000*3.5% 315 lei si 315 lei /fond pensii 9000*6%=540 lei. O sa primeasca persoana net 9000-540-315-120.36=8024.64 lei acest calcul e p/u ian si februarie la fel daca nu luam in consideratie ca a esit in vigoare de la inceput de an
    martie salariu 9000lei impozabil 7100lei
    CNAM si fond pensii nu se schimba
    23% se achita doar 1633 lei (7100*23%)
    i/v 7100-3.5%-6%=6425.50
    acum adunam aceasta suma cu venitul impozabil ianuarie februarie (6425.50+1719.50+1719.50)=9864.50 din 2100*3 luni cota de 7% mai sus 18% se primeste i/v 1082.61 din care achitat ian 120.36 si febr 120.36 inseamna ca in calcul martie 841.89 lei
    In IRV 09 martie indicam suma doar 7100 si impozit 841.89 lei
    Si salariul primit ( 9000-315-640-841.89)=7303.11 net
    In asa mod o sa corespunda la sfirsit de an darile de seama IRV09 cu IAL si cu cotele de impozitare pe persoana din venitul impozabil
    Personal m-am oprit la aceasta varianta .Cine e de accord, poate in comun gasim o varianta corecta.

    ОтветитьУдалить
  4. Programator la mine in 1-C așa și a făcut. Dar vreau să văd ce o să spună Inspectoratul Fiscal și Ministerul Finanțelor. Am scris două scrisori. Pentru că inițial noi cu toți am înțeles că 7100 salariatul primește lunar atîtea luni în cîte se calculează salariul. Dar IFS a dat răspunsul, că numai în acestea luni cînd primește salariul. Din cauza aceasta salariații mei au ratat șansa de a primi facilitate în luna ianuarie, iar cei, care au primit în luna februarie și salariul pentru luna ianuarie și pentru februarie au plătit inpozitul pe venit în suma mai mare decît cei, care au avut numai una plată

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Astept si eu ceva comentarii de la autoritati.
      Am scris scrisoare la fisc referitor la persoanele angajate si eliberate pe parcursul lunii cum procedam cu ei? N-am ptimit nici un raspuns concret
      Da asa a fost primele 2 luni au perdut scutirea de 700 daca nu a fost eliberat salariu lunar
      Dar,acum din martie daca salariul p/u martie se da pe 02.04.12 si din aprilie pe 30.04.12 pot sa considere ca fugi de impozitare ca imp pe venit o sa plateasca doar din 7100 mai sus nu. Correct?

      Удалить
  5. Dar la decembrie oricum tot o să fie corectat. Așa îm pare. O să vedem ce o să spune IFS și MF.
    Dar nimeni nu poate considera că că fugi de impozitare ca imp pe venit. Salariul se plătește regular, impozit pe venit se calculează la timp și conform regulilor. IFS trebuie să controleze numai dacă ați calculat corect impozitul și ați transferat la timp. Dar nu au voie să amestece în activitate economică a întreprinderii.
    Oricum? pînă o să primim răspuns e corect să facem așa:
    Venit lunar pentru luna martie - 6 % - 3,5 % și din rest luăm în considerare suma cea mai mică din rezultatul și 7100. Adaugăm suma aceasta cu venitul impozabil calculat pînă la 17 martie. Calculăm impozit 2100*N*7%+ rest*18 %
    Scuzați-mă, dacă am scris necorect. Eu înţeleg mai bine decât scriu )))
    Напишу схему на русском ещё. Например в апреле доход за март направляется на выплату 15000. Из них вычитаем 6 % и 3,5 % (за месяц). Полученную сумму сравниваем с 7100. Берём наименьшую сумму из получившейся и 7100 (в данном случае 7100). Суммируем 7100 с полученным облагаемым доходом за предыдущие 2 месяца нарастающим итогом (с вычетом 7100). И от полученного облагаемого дохода исчисляем подоходный налог по правилам: 2100*4 (если выплата в апреле)*7 %, а всё что свыше 2100*4 - по 18 %.
    Пока так. Но не ясно ещё что за разъяснение получим

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не соглашусь с вами,
      1 шаг С начало с 15000 лей отнимите все что свыше 7100 лей и не смотрите на них для исчисления п/н
      2 шаг с 7100 начинайте облагать обычным способом таким образом у вас получится п/н
      еще раз внимательно просмотрите мой пример выше он отличается от вашей версии

      Удалить
  6. Я видела, что вы берёте i/v 7100-3.5%-6%=6425.50
    Но 3,5 % и 6 % ведь берутся от всей суммы, а не только от 7100 (в моём примере от 15000). Как вы в программе 1-С сделаете доначисление с суммы свыше 7100 и 3,5 % и 6 %?
    В моём примере облагается сумма, оставшаяся после вычета медицинского страхования и соц фонда. Берётся наименьшая сумма между 7100 и полученной суммой (потому что например при зарплате программиста 6000 облагаемая сумма явно меньше чем 7100).
    Хотя если придирчиво читать фразу «Облагаемым доходом признается месячный доход, размер которого не превышает две среднемесячные заработные платы по экономике, прогнозируемые на соответствующий год,», то возможно здесь имеется в виду начисленная сумма не превышающая 7100 облагается. Тогда ваш метод и правильный при условии доначисления соц фонда и меда с суммы выше 7100. И в отчёте проще по вашему методу показать доход, направленный на выплату.
    Но я не стала спорить с программистом, пока не получу официальный ответ. Потому иду по перестраховочному варианту. Лучше я лишний налог исчислю. В прошлый раз мне программист сделал льготу 7100 как и с 2100 в месяц (7100*N). Но я с ним поспорила и корректировала за 1-с налог. Моя интуиция меня не подвела и ответ пришёл с разъяснениями, в которые я со своей логикой и вписалась.
    Пока придут все разъяснения, будем корректировать весь год.
    Я по-прежнему считаю, что при установленной формулировке как ни сделай - это будет противоречить либо правилу исчисления нарастающим итогом ПН либо правилу "месячный доход"

    ОтветитьУдалить
  7. btw, referitor la noile modificari din martie si cum se calculeaza 23prc pentru IT in martie, CNAS deja a publicat pe pagina web Particularităţile calculării şi virării contribuţiilor de asigurări sociale de stat obligatorii în anul 2012.
    cineva a primit scrisori de la fisc cu raspunsuri la intrebarile adresate si e gata sa faca sharing?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению, CNAS на своём сайте опубликовал разъяснения только 6 апреля. Пришлось делать перерасчёт. А могли бы дать разъяснения и до конца марта. И не на своём сайте тихонько. Не все эти неофициальные разъяснения видели. Статья на эту тему есть на блоге http://vot-tak-vot.blogspot.com/2012/04/2012.html
      Кстати, ранее юридический отдел CNAS давал разъяснения (устно), что фиксированный взнос для неотработавших полный месяц (уволившихся или в середине месяца принятых на работу) исчисляется пропорционально отработанным РАБОЧИМ дням. В новом разъяснении уже расчитывают от календарных дней, если вы заметили.

      А на письма по поводу расчёта подоходного налога после 17 марта мне не ответили ещё ни Министерство финансов и ГГНИ. А прошло полтора месяца. Понимаю, что нарушение Закона о подаче петиций. Но кто рискнёт спорить с вышеуказанными органами? ))))

      Так что пока делаем кто как может. Потом будем делать перерасчёты, подавать корректировочные отчёты и нарываться на проверки.

      Удалить
  8. Я предлагаю скооперироваться бухгалтерам компаний ИТ и написать общее письмо с требованием
    метода исчисления на конкретном примере трех месяцев до и после изменений в законе и отражения сумм
    в IRV09 (дело в том что есть недовольство со стороны работников они тоже в праве знать сколько с них
    удерживают)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Sanda, я в налоговую отправила письмо просто с вопросом как исчислять после 17 марта с учётом уже удержанного налога до 17 марта и льготами в 7100. А в Мин фин прямо с примером: "зарплата работника в январе такая-то, выплачена 2 февраля, исчислен налог..., за февраль в марте 3-го числа выплачено... удержано... по методу расчёта...
      Скажите как мне рассчитать зарплату в размере... за март, 4 апреля с учётом вышеуказанных удержаний и льгот описанных выше?"
      Мне не ответили ни мин фин, ни налоговая. А отправляла я письма 20 марта. Вот считайте почти 60 дней

      Удалить
  9. Нина, а вы позвоните и требуйте ответа, если получите какой-то ответ дайте знать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я дала им срок до понедельника )))
      Но это уже край, ибо удержала по максимуму со всех 7100, а вот что в IRV 09 за апрель показывать не знаю.

      Удалить
    2. Nina, btw
      a mai venit raspunsul de la fisc ce de aratat in IRV?
      din cite stiu ei vor sa iasa cu o scrisoare in Monitorul oficial, dar se vede ca mai avem de asteptat.

      Удалить
    3. То что отвечали мне и то что хотели протолкнуть в монитор я отразила в статье http://vot-tak-vot.blogspot.com/2012/05/17-2012.html

      Ассоциация IT компаний написала письмо. Ответили кратенько в 2 предложения. Отправлен запрос и от аудиторской компании Сергея Борисовича Темрина.
      Ответ он выложил на форуме (там же и наши дальнейшие обсуждения): http://nalog.md/forum/viewtopic.php?f=2&t=8659&start=60

      Удалить