С момента опубликования 28 апреля 2015 года изменений в Налоговый кодекс (http://lex.justice.md/ru/358188/) не утихали споры. С какого момента нужно предоставлять новый размер личного освобождения? Когда нужно применять новый "предел" обложения доходов по 7 %? Что делать с уволенными? И все ждали объяснений Министерства Финансов или Налоговой инспекции.
У меня была изначально чёткая позиция по этому вопросу.
1. У физических лиц кассовый метод и налогообложение доходов осуществляется в момент выплаты согласно законодательству, действующему на момент выплаты.
2. Определение облагаемого дохода и исчисление подоходного налога, подлежащего удержанию у источника выплаты, осуществляются методом нарастающего итога с начала налогового года или со дня найма работника, если он был нанят на работу в течение налогового года.
Определение освобождений, предоставляемых работнику, осуществляется методом нарастающего итога с начала налогового года или, в случае, когда работник был нанят на работу в течение налогового года, с месяца, следующего за месяцем, в котором было подано заявление о предоставлении освобождений.
Т.о., если я делаю выплату дохода 5 мая 2015 года, обращаюсь к статье 15 и 33 Налогового кодекса, делю годовую сумму на 12 и умножаю на количество месяцев (на которые имеет право работник в плане личных освобождений или на количество месяцев выплат, когда речь идёт о "пределе" обложения по 7 %). Если бы в статьях 15 и 33 указывались месячные суммы, тогда мы говорили бы о том, что у закона нет обратной силы и потому новый размер освобождений мы предоставляем только с 1 мая 2015 года.
По поводу такой категории работников как программисты, я вообще считала, что возвращаться назад нет смысла, поскольку их налогообложение помесячное, и нарастающего итога, дающего возможность пересчитать подоходный налог за предыдущие периоды, у них нет.
Но вместо внятных разъяснений мы получили Закон № 108 от 28.05.2015 (опубликованный 5.06.2015), в котором фигурирует слово "перерасчёт" без указания периода, а также изменены даты вступления в силу изменений (а именно с 1 января в отношении статей 15 и 33 НК) (http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=358948&lang=2)
Может быть, я неверно трактую наше законодательство и более опытные коллеги подскажут мне, в чём я ошибалась. Но я знаю о существовании Закона Nr. 780 от 27.12.2001 о законодательных актах.
Статья 46. Действие законодательного акта и отсутствие у него обратной силы
(1) Законодательный акт действует только в период, в течение которого он обладает силой, и не может иметь обратной силы или применяться после прекращения его действия.
(2) Обратную силу имеют только законодательные акты, смягчающие ответственность.
Итак, обратную силу имеют только законодательные акты, смягчающие ответственность (что в общем-то и подтверждается аналогичной нормой, например, в Уголовном кодексе). А в данном случае не идёт речь ни о какой ответственности. Потому, я считаю неоправданным вводить в силу Закон с 1 января 2015 года, если он опубликован только 28 апреля (а с учётом Закона 108 и вовсе 5 июня 2015 года). Нельзя вернуться во времени на пол года назад.
Хотели уравнять всех налогоплательщиков? Тогда нужно было вводить новые ставки с 1 января 2016 года. Да и налогоплательщики разные и без того не равны.
Также смешно для меня звучит фраза из Закона № 108: "Налоговые органы не применяют налоговые санкции за период, за который производится перерасчет подоходного налога с физических лиц."
О каких таких санкциях идёт речь, если удержанный и перечисленный налог был больше нежели он станет после перерасчётов? Я не нашла такой статьи в Налоговом кодексе.
За неверно поданный отчёт тоже нельзя оштрафовать, поскольку на момент подачи он был верным и соответствовал законодательству того периода.
Министерство Финансов решило внести ясность по поводу Закона № 108 и опубликовало Информационное сообщение (http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=359154&lang=2)
Ничего нового, в общем-то, не сообщили. Показали пример перерасчёта.
Но появилось параллельно сообщение Налоговой инспекции на официальном сайте. (http://www.fisc.md/article.aspx?id=5885)
На случай, если ссылка не будет работать, приведу его полностью:
Законом о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты №108 от 28 мая 2015 года (Официальный Монитор №139-143/265 от 05.06.2015) за период с 1 января 2015 года и до вступления в действие указанного закона (05.06.2015) работодателям необходимо произвести перерасчет подоходного налога работников. Налоговые органы не будут применять налоговые санкции за период, за который производится перерасчет подоходного налога с физических лиц.
Информационным сообщением о правильном применении некоторых положений Налогового кодекса в результате изменений, внесенных Законом №71 от 12.04.2015 № 14/3-07/170 от 09.06.2015 (Официальный Монитор №144-149 (5186-5191) от 12.06.2015), Министерство финансов дало некоторые разъяснения, касающиеся перерасчета налоговых обязательств за период до вступление в действие Закона №108 от 28.05.2015.
Согласно разъяснениям, начиная с 05.06.2015, работодатели должны произвести перерасчет подоходного налога физических лиц за период 01.01.2015 – 04.06.2015 без применения налоговых санкций в соответствии с разделом V «Налоговое администрирование».
Таким образом, перерасчет подоходного налога физических лиц будет производиться в первом отчете (форма IRV14), который будет включать подоходный налог из выплат, осуществленных физическим лицам после вступления в действие Закона №108 от 28 мая 2015 г.
Соответственно, подоходный налог будет откорректирован на разницу, сформированную от размера освобождения, который необходимо применять за периоды, подлежащие перерасчету, и размера освобождения, который фактически применялся. При этом общий доход сформированный в момент уплаты заработной платы за июнь будет обложен полностью на основании ч.(1) ст. 15 Налогового кодекса.
Пример 1:
Заработная плата за май начислена и выплачена 03.06.2015
Форма IRV14 представляется до 27.07.2015
Перерасчет не осуществляется
Пример 2:
Заработная плата за май начислена и выплачена 10.06.2015
Форма IRV14 представляется до 27.07.2015
Перерасчет осуществляется
Пример 3:
Заработная плата за май начислена и выплачена 30.06.2015
Форма IRV14 представляется до 27.07.2015
Перерасчет осуществляется
Пример 4:
Заработная плата за май начислена и выплачена 10.07.2015
Форма IRV14 представляется до 25.08.2015
Перерасчет осуществляется
Также, согласно указанному Сообщению, физические лица, которые прекратили или приостановили трудовые отношения в период 01.01.2015 – 04.06.2015, смогут пользоваться размером транша и освобождения путем представления Декларации о подоходном налоге, которая должна быть представлена в территориальные налоговые инспекции не позднее 25 марта 2016 года.
Что касается физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность и представляющих ежемесячно налоговые отчеты, а именно, нотариусов и судебных исполнителей, информируем, что они в результате вступления в действие указанного Закона, должны произвести перерасчет обязательств по подоходному налоге за каждый месяц в отдельности, представив в территориальные налоговые инспекции исправленный налоговый отчет за налоговые периоды январь – май 2015 г., согласно положениям ст. 188 Налогового кодекса.
Заметьте, что в сообщении Министерства Финансов ни слова не говорится о нотариусах и судебных исполнителях. Хотя, учитывая что дата вступления в силу новых размеров личных освобождений (и предела обложения по 7 %) изменена на 1 января 2015 года, конечно и их касается.
Меня смущает другой момент. Что лица, осуществляющие профессиональную деятельность должны подать исправленные налоговые отчёты за 4 месяца согласно статье 188 НК.
Если применить аналогию к перерасчёту подоходного налога по заработной плате работников-программистов, у которых также исчисление налога помесячное, значит предприятия сферы информационных технологий должны подавать исправленные налоговые отчёты за 4 месяца?
Статья 188 Налогового кодекса. Исправленный налоговый отчет
(2) При обнаружении налогоплательщиком в ранее представленном им налоговом отчете ошибки или неполноты сведений он вправе представить исправленный налоговый отчет согласно формуляру и действующему порядку заполнения исправляемого налогового отчета.
Мы не можем говорить об ошибках или неточностях в ранее представленных отчётах, так как они соответствовали законодательным нормам на момент осуществления удержаний и подачи отчётов. Почему предприятия должны нести ответственность за то, что изменения в законодательство принимаются невовремя, да ещё и с обратной силой?
Одно слово "перерасчёт" в Законе № 108, одна маленькая деталь, а сколько нюансов.
Все дело в шляпе (источник: http://nnm.me/) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий